В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Заложены основы кадровой работы с молодежью (Начало)

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 5


ЗАЛОЖЕНЫ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ


(Опыт региона)


Опыт реализации государственной молодежной политики в регионах показывает, что она не может существовать и реализовываться в отсутствие российской.

С 1998 г. органы управления государственной молодежной политики (ГМП) периодически реформируются на федеральном и региональном уровнях. Это привело к ликвидации и реорганизации многих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, их слиянию с другими органами управления, разрушению единой системы управления ГМП, ликвидации ряда молодежных программ.

В большинстве своем субъекты Российской Федерации продемонстрировали здоровый консерватизм и сохранили структуры по работе с молодежью, закрепив гарантии существования системы в региональных законодательных актах.

В так
называемом правовом поле Российской Федерации нет понятия о ГМП. Нет его и в Конституции Российской Федерации, не принят федеральный закон “Об основах или общих началах ГМП в Российской Федерации“. То есть своеобразная молодежная конституция, устанавливающая основные элементы действия системы работы с молодежью как норму, обязательную для всех, отсутствует. Перспективы дальнейшего законодательного регулирования вопросов молодежи на федеральном и региональном уровнях - это гарантии развития организационно-кадровой структуры ГМП, ее ресурсное обеспечение.

Если руководители регионов понимают важность работы с молодым поколением, как, например, в Удмуртии, то там происходит развитие и совершенствование государственной молодежной политики и основных ее направлений.

Конституцией Удмуртской Республики, принятой в декабре 1994 г., ст. 65 общие вопросы молодежной политики отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртии. Более того, ст. 30 Конституции УР утверждена норма оказания государством материальной и финансовой поддержки молодежным и детским общественным организациям и объединениям.

Устав ждать федеральный закон, Удмуртия воспользовалась своим конституционным правом, и с октября 1997 г. государственная молодежная политика в Удмуртской Республике законодательно закреплена. Учитывая, что в сентябре 1991 г. был образован Госкомитет Удмуртской Республики по делам молодежи, с 1992 г. ежегодно закладываются средства на реализацию молодежных программ в бюджетах - республиканском и органов местного самоуправления. С декабря 1996 г. государственная молодежная политика реализуется программным методом. Статья 18 Закона Удмуртской Республики “О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике“ в редакции 2005 г. устанавливает кадровое обеспечение ГМП как одно из основных направлений деятельности. И теперь смело можно сказать, что основы системной работы с молодежью в республике заложены и постоянно развиваются.

Ежегодно заключаются соглашения между Госкомитетом и администрациями городов
и районов, закрепляющие полномочия и компетенцию данных органов власти в сфере ГМП. Специфика каждого района, города находит свое отражение в принимаемой республиканской целевой программе “Молодежь Удмуртии“. Определены основные направления деятельности:

- содействие формированию у подростков и молодежи навыков здорового образа жизни, духовности, патриотизма, нравственности;

- обеспечение доступности для молодежи необходимого минимума социальных услуг, в том числе обеспечение жильем;

- содействие участию молодежи в развитии государства и общества, реализация социальных молодежных инициатив.

Работа региональных органов по делам молодежи, в т.ч. в городах, районах республики, оценивается по комплексным, межведомственным показателям, таким, как:

- уровень правонарушений и преступлений среди подростков и молодежи;

- уровень социально опасных заболеваний, в том числе алкоголизма, токсикомании, наркомании;

- количество безнадзорных и беспризорных подростков;

- количество подростковых и молодежных суицидов;

- уровень разводов среди молодых семей.

Вопросы кадрового обеспечения государственной молодежной политики за последние годы являются предметом обсуждения на различных уровнях. Можно определить приоритетные направления развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов по работе с молодежью на региональном уровне, а именно:

- формирование единого подхода к процессу подготовки и переподготовки кадров сферы ГМП, совместимому с процессом подготовки всей системы гражданской и муниципальной службы в целом;

- методическое обеспечение деятельности кадровых Центров, разработка эффективных технологий обучения, спецкурсов для слушателей с учетом профессиональной специфики и востребованности специалистов по работе с молодежью;

- ресурсное обеспечение развития региональных кадровых Центров;

- организация подготовки и повышения квалификации преподавательского состава, осуществляющего подготовку кадров отрасли.

Профессиональная подготовка определяется базовым образованием, достигается путем повышения квалификации, прохождения переподготовки, соответствующей основному профилю деятельности. То есть, имея специалиста с базовым высшим образованием педагога, социального работника, психолога, юриста, строителя, можно без
значительных финансовых и организационных затрат в рамках системы повышения квалификации и переподготовки подготовить квалифицированного специалиста по решению специфических молодежных проблем, используя возможности дополнительного и высшего профессионального образования (дополнительная квалификация “Работник сферы государственной молодежной политики“, специальность высшего профессионального образования “Организация работы с молодежью“).

С 1994 г. в России началось создание учебно-методических центров по подготовке и повышению квалификации специалистов, работающих с молодежью.

Важную роль как учебный научный и методический центр подготовки кадров, безусловно, сыграл бывший Институт молодежи (Москва), который в настоящее время изменил свой статус и перестал работать на сферу ГМП.

Поэтому сегодня одним из приоритетных направлений по переподготовке и повышению квалификации специалистов по работе с молодежью является обеспечение развития сети региональных учебных заведений, оказание им научно-методической и финансовой поддержки. За период 1994 - 2000 гг. такие центры при поддержке Госкоммолодежи России были созданы в Волгограде, Костроме, Новосибирске, Екатеринбурге, Республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкии и ряде других территорий, в т.ч. и в Удмуртии.

К сожалению, деятельность федеральных органов власти по поддержке региональных кадровых центров в наше время сведена к нулю.

Современная практика требует расширения содержания и развития новых методик в рамках существующих ГОСТов, организационных форм социально-молодежной работы, создания ее новой инфраструктуры, наличия корпуса специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих активный поиск и апробацию инновационных технологий работы с молодежью, уличной социальной работы с подростками, разработку социально-психологических консультационных методик и программ.

Очевидна потребность в таких кадрах и работниках с молодежью: специалистах-технологах, которых не было и нет в традиционных системах воспитания и предусмотренных учебными планами высшего и дополнительного образования, реализуемых в вузах страны.

Формирование структуры целенаправленной, непрерывной и систематической подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов сферы молодежной политики обеспечит создание обучающей среды; подготовку, издание и регулярное обновление учебных и методических пособий; позволит разработать наиболее оптимальные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов; создать базу данных преподавателей, специалистов и консультантов, наполнить учебный процесс новыми спецкурсами, специализациями.

В то же время следует отметить, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников сферы ГМП находятся в стадии формирования и требуют значительных усилий по их сближению с реальными потребностями. Эта работа в перспективе должна быть закреплена за межрегиональными центрами.

Становление государственной молодежной политики обусловливает потребность наличия у работников молодежной сферы базового профессионального образования, а при его отсутствии - необходимость и возможность пройти соответствующую профессиональную переподготовку в системе дополнительного образования.

Для дальнейшей координации деятельности в данной области в настоящее время необходимо дать соответствующий статус и полномочия региональным кадровым центрам подготовки и повышения квалификации кадров субъектов региональной государственной молодежной политики.

Сегодня не стоит вопрос “кого учить (оценка кадрового потенциала)“ - “для чего учить (схема управления ГМП, единый подход)“ - “чему учить (единый образовательный стандарт, стандартизированные программы для различных групп, работающих с молодежью)“ - “как учить (система многоступенчатой, многоуровневой подготовки)“, поскольку унификации моделей кадрового обеспечения в регионах способствовало введение государственных образовательных стандартов в сфере ГМП.

Деятельность отдела организационной и кадровой работы Госкомитета сегодня ориентирована не только на регистрацию трудовых отношений, но и на развитие управленческих ресурсов отрасли. В центр кадровой работы поставлены вопросы, касающиеся подбора кадров, повышения их профессионализма, формирования системы работы с резервом.

Вполне закономерны участие и помощь в кадровой работе Госкомитета, Правительства Удмуртской Республики, Уральской академии госслужбы, филиала в Ижевске, ежегодных курсов повышения квалификации для вновь
пришедших в систему управления ГМП работников, руководителей подведомственных Госкомитету учреждений и общественных организаций за счет средств республиканского бюджета. Так сложилось, что с 1995 г. одним из основных “поставщиков“ студентов-слушателей по специальности “Государственное и муниципальное управление“ является Госкомитет. В связи с тем что в республике хронически недостает исследовательского материала по молодежной проблематике, совместными усилиями удалось ввести в практику работы Госкомитета систему предварительной защиты дипломных проектов по молодежной тематике на заседаниях коллегии Госкомитета и научного совета. Дипломные и квалификационные работы после их защиты становятся практическим материалом для специалистов, работающих с молодежью.

Важное влияние на повышение профессионального уровня управленческих кадров оказывают ежемесячные республиканские семинары руководителей органов по делам молодежи, проводимые Госкомитетом. Эта форма подготовки кадров оправдала себя на практике. В последнее время характер семинаров изменился от информационного к специализированному, что позволяет более глубоко и детально рассматривать вопросы, касающиеся реализации отдельных направлений ГМП. Постоянными участниками семинаров являются руководители органов государственной власти министерств и ведомств республики, средств массовой информации, подведомственных учреждений и общественных организаций.

И, наверное, самый главный вопрос, который хотелось бы затронуть, - какой кадровая подготовка будет завтра, что в ней появится нового, крайне необходимого. В первую очередь хотелось бы отметить, что данная работа должна проходить в тесной взаимосвязи с различными министерствами и ведомствами. Прежде всего это касается Минобрнауки России, региональных органов управления образованием.

Молодежная кадровая политика должна быть:

1) научно обоснованной (пока не удалось установить научные и методические связи между учебными структурами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации работников молодежной сферы, не разработаны единые учебно-методические планы, учебные программы, не скоординирована издательская деятельность по подготовке учебной литературы);

2) комплексной, основанной
на единстве принципов, форм и методов подготовки (для оптимизации моделей подготовки современного молодежного руководителя, специалистов сферы ГМП необходимо разработать профессиональные требования к категориям кадров сферы ГМП);

3) единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной);

4) перспективной, имеющей опережающий характер.

Госкомитет готов к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в решении этих проблем: министерствами, ведомствами и общественными организациями, научными сообществами, образовательными учреждениями.

Поскольку единая законченная система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы молодежной политики пока не сформирована, необходимо разработать систему довузовского, вузовского, послевузовского уровней подготовки специалистов на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе новых принципов и программ кадрового обеспечения отрасли.

Профессиональная деятельность специалистов по работе с молодежью должна вестись в соответствии с новыми организационными, нормативными, методическими стандартами. Однако разработка последних находится на первоначальной стадии, а жизнь стремительно идет вперед и требует объективной, настоятельной потребности в организации оперативного обучения работников, поддержки и развития системы непрерывного образования для кадров сферы молодежной политики.

Сложности создания этой системы определяются не только отсутствием необходимых стандартов и профессиограмм, определяющих набор базовых знаний, умений, навыков, показывающих статусное поле работника. Но и в силу того, что молодежную политику сегодня еще нельзя представить как окончательно сложившуюся отрасль, особый социальный институт.

Однако очевидно, что для современного работника социально-молодежной сферы, прежде всего государственного и муниципального служащего, базовый каркас знаний составляют:

- организационно-управленческие знания и навыки;

- экономические знания;

- социологические и социально-психологические знания и умения;

- ювенологические знания (знания проблем молодежи);

- правовые знания (знания нормативно-правовых основ молодежной политики);

- организационно-коммуникативные способности.

Разные блоки этого набора являются основой учебных программ краткосрочных курсов повышения квалификации,
а в комплексе - составляют программу курсов повышения квалификации объемом 100 и более учебных часов.

Этот базовый каркас, дополненный целой системой образовательных программ по различным профильным направлениям, позволит разрабатывать и программы профессиональной переподготовки специалистов по работе с молодежью в рамках государственного образовательного стандарта по специальности “Организация работы с молодежью“. Этим сейчас как раз занимается Межрегиональный кадровый центр в Удмуртии.

Неотъемлемым компонентом системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью является наличие корпуса преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики. Следует отметить, что за прошедшее десятилетие вопросы работы с преподавательским составом, организации системы по развитию учебно-методического оснащения читаемых дисциплин и особенно дисциплин специализации не стали темой специальных курсов, семинаров, совещаний.

Анализ реальной практики свидетельствует о том, что новые подходы к организации работы с молодежью, инновационные модели и проекты трудно претворяются в жизнь, не всегда находят должное применение. Существующая ныне инфраструктура учреждений и объектов социально-культурной сферы во многом не соответствует интересам и запросам современных подростков и молодежи, а имеющиеся возможности и ресурсы используются без должной эффективности. В разных территориях по-разному определяются роль и функции органов учреждений и специалистов по работе с молодежью, объем их прав и обязанностей, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации. То есть сфера молодежной политики как область профессиональной деятельности широкого круга специалистов нуждается в дальнейшем институциональном оформлении и закреплении.

Процесс выстраивания системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики находится в диалектической взаимосвязи с процессом становления и развития ГМП как специфической отрасли социально-культурной политики, важного звена стратегии социально-экономического развития региона, страны, ее дальнейшего обеспечения.

Требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации
государственной молодежной политики и как межотраслевой сферы, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение.

Для определения области профессиональной деятельности по многим направлениям современной молодежной политики необходима детальная разработка нормативной и методической базы: номенклатуры специальностей и учреждений, типовых положений, регламентов деятельности, профессиограмм специалистов, стандартов их подготовки, впоследствии - трудоустройства.

Важным звеном в процессе создания образовательной системы сферы ГМП является внедрение единого образовательного стандарта по подготовке специалистов данной отрасли в вузах Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным разработка предложений и принятие возможных мер по дополнению современного Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования по ряду кодов раздела “Классификатор специальностей“ специальностями и специализациями области молодежной политики.

Проблемной зоной является и научно-методическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех категорий специалистов по работе с молодежью. Пока не создано структуры, занимающейся разработкой учебных планов, программ, учебно-методических пособий на федеральном уровне.

Проблемы кадровой работы:

- отсутствуют квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты, учебные планы подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП;

- отсутствует концепция переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере ГМП, специалистов по работе с молодежью;

- нет банка данных имеющихся образовательных программ вузов, центров кадровой работы субъектов РФ.

Таким образом, решение проблем молодежи и реализации молодежной политики с точки зрения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предполагает:

- подготовку специалистов для работы в различных учреждениях и организациях, знающих современное состояние молодежи, ее место и роль в современном обществе;

- обучение специалистов технологиям ведения работы с молодежью;

- подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая в ее
содержание изучение проблем молодежи и реализации молодежной политики;

- подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи.

(Окончание см. “Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 6)

Е.Лапина
Заместитель председателя
Государственного комитета
Удмуртской Республики
по делам молодежи

Подписано в печать
25.04.2007