В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ОАО “Автоваз“: школа организаторов труда

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2007, N 2


ОАО “АВТОВАЗ“: ШКОЛА ОРГАНИЗАТОРОВ ТРУДА


Профессиональная подготовка персонала представляет собой процесс планомерной и систематической передачи сотрудникам новых профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с целями компании, оказывающими значительное положительное влияние на качество выполнения должностных обязанностей, на деятельность компании на рынке и уровень ее конкурентоспособности, а также на общество, в котором она работает.

Необходимость применения именно непрерывной профессиональной подготовки можно подтвердить несколькими факторами. Во-первых, опытом зарубежных и отечественных компаний, проводящих профессиональную подготовку персонала, основываясь на принципах непрерывности, всеобщности и обязательности.

Во-вторых, исследованиями многих авторов в области профессиональной подготовки и обучения персонала компании <1>, в которых отмечается значительная
практическая полезность и эффективность применения принципов непрерывности и системности в профессиональной подготовке персонала крупной компании. Так, Е.Г. Беляева отмечает, что “сбалансированная программа развития сотрудников имеет явные преимущества перед разовыми мероприятиями, которые дают лишь краткосрочный эффект“ <2>. Непрерывная профессиональная подготовка персонала представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс постоянного выявления потребностей компании в работниках конкретной профессиональной квалификации, определения необходимых для реализации целей компании знаний, умений и навыков и немедленного приведения в соответствие с этими потребностями существующего кадрового состава компании.

--------------------------------
<1> См., например: Бушмарин И. Трудовые ресурсы России: концепция использования и развития // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - N 9. - С. 54; Вайсбанд Г. Стандарт Investors in People в России // Человек и труд. - 2003. - N 5. - С. 28; Кобзева В. Как повысить эффективность тренинга // Кадровое дело. - 2005. - N 4. - С. 45.

<2> См.: Беляева Е.Г. Непрерывное развитие сотрудников как условие развития компании // Справочник по управлению персоналом. - 2004. - N 5. - С. 8.

В-третьих, посредством экспертного опроса руководителей различных уровней организационной иерархии компаний г. Тольятти, проведенного автором статьи с сентября 2005 г. по март 2006 г., выявившего необходимость и наибольшую эффективность именно непрерывной профессиональной подготовки персонала. На вопросы о периодичности проведения профессиональной подготовки персонала 42,59% респондентов указали на необходимость ежегодной подготовки персонала, а 14,81% - настаивали на постоянной профессиональной подготовке сотрудников на рабочем месте.

Непрерывная профессиональная подготовка персонала на ОАО “АВТОВАЗ“ осуществляется на базе Учебного центра предприятия, представляющего собой большой штат специалистов, занятых планомерным развитием персонала ОАО. На ОАО “АВТОВАЗ“ разработаны и
применяются несколько форм профессиональной подготовки персонала. Среди них можно выделить:

- курсы переподготовки и повышения квалификации;

- выездные сессии, тренинги.

В рамках первой формы профессиональной подготовки персонала на ОАО существует Школа организаторов труда, которая обучает инженеров по организации и нормированию труда. Данная профессия напрямую связана с экономической стороной деятельности предприятия. Производственная деятельность любого типа и масштаба требует осуществления таких мероприятий, как нормирование труда, организация рабочих мест, рационализация труда, расчет численности рабочих, анализ эффективности труда и начисление заработной платы. Все эти работы достаточно значимы в деятельности компании: нормирование, тарификация и анализ работ, анализ эффективности производства обеспечивают четкую организацию рабочего процесса и экономию временных, материальных и трудовых ресурсов, а рационализация производства и оптимизация рабочих мест влекут за собой экономию в процессе производства.

Выполнение этой кропотливой и важной для предприятия работы входит в должностные обязанности инженера по организации и нормированию труда. Должность “инженер по организации и нормированию труда“ является одной из ключевых в отделах труда и заработной платы и широко представлена в многочисленных подразделениях ОАО “АВТОВАЗ“.

Основными функциональными обязанностями инженера по организации и нормированию труда являются:

- разработка более рациональных форм организации труда и принятие непосредственного участия в их внедрении;

- установление нормы времени на все трудовые операции;

- изменение нормы времени при изменении технико-организационных условий труда;

- ведение учета отклонений действующих норм времени от расчетных; анализ причин выявленных отклонений; принятие оперативных мер по их ликвидации;

- нормирование дополнительных работ, связанных с отклонениями от технологии, непроизводительными работами, операциями по исправлению брака; анализ причин возникновения данных работ; принятие мер по их устранению;

- текущий контроль уровня выполнения нормированного задания и эффективности рабочего времени на производстве;

-
изучение условий труда на рабочих местах; совместно с линейным производственным персоналом принятие мер по их улучшению.

Подготовка инженера по нормированию и организации труда осуществляется в г. Тольятти только в Школе организаторов труда, которая организована на базе ОАО “АВТОВАЗ“. В вазовской школе ежегодно обучаются специалисты из различных предприятий страны. Однако сторонние предприятия не спешат заключать договора на профессиональную подготовку своих сотрудников, т.к. обучение в школе стоит достаточно дорого. Для работников ОАО “АВТОВАЗ“ условия профессиональной подготовки очень благоприятные. Во-первых, обучение бесплатное. Во-вторых, оно проводится с отрывом от производства, т.к. на весь срок обучения (который длится примерно 8 - 9 месяцев) работник уходит в оплачиваемый учебный отпуск.

Производственные затраты на обучение специалистов в Школе организаторов труда сполна окупаются тогда, как новые высококвалифицированные специалисты приступают к выполнению своих обязанностей. Прежде всего, руководителям новоиспеченных инженеров нет необходимости тратить время на ознакомление их с системой работы службы по организации труда и заработной платы и с функциональными обязанностями инженера по организации и нормированию труда. Новый взгляд на систему работы, подкрепленный полученными в Школе организаторов труда знаниями, энергичность молодых работников также играют свою положительную роль.

На сегодняшний день АВТОВАЗ сохранил, развил и последовательно использует в разнообразной производственной практике стройную научно обоснованную систему хронометражного нормирования. Не исключено, что именно постоянный анализ действующего производства на основе широких хронометражных наблюдений, тесная взаимосвязь полученных результатов с оценкой производства, материальным стимулированием, корректировкой производственных программ дает возможность ОАО “АВТОВАЗ“ эффективно функционировать.

Идея создания своей Школы организаторов труда родилась в 1968 г., когда ВАЗ еще был строительной площадкой. Находясь в Италии на обучении, тольяттинская делегация, в первую очередь, П.М.
Кацура, А.К. Осипов, убедились, что опыт автомобилестроительной фирмы Fiat, где была подобная школа, вполне может быть применим на Волжском автозаводе. Будущие руководители и преподаватели Школы - Ю.М. Власов, В.Д. Разинкин, В.В. Воронков - тщательно изучали опыт итальянских коллег и формировали основы будущего проекта. В феврале 1970 г. в структуре Управлении организации труда и заработной платы (УОТиЗ) ОАО “АВТОВАЗ“ появилась и до настоящего времени работает Школа организаторов труда. Опыт и традиции, привезенные из Италии и заложенные первыми инициаторами под руководством П.М. Кацуры, продолжили и развили пришедшие на смену первому руководителю Школы: Г.Г. Рыбаков (1972 - 1984), А.М. Попов (1984 - 1986), Л.Л. Романишин (1986 - 1993). Сегодня это уже история ВАЗа. Ее бережно хранит и творчески заполняет новые страницы нынешний руководитель Школы (с 1993 г.) В.А. Сурков.

Таким образом, Школа организаторов труда при УОТиЗе ОАО “АВТОВАЗ“ ведет профессиональную подготовку инженеров по организации и нормированию труда свыше 30 лет. За все время работы Школы цели и задачи ее деятельности и ее миссия оставались неизменными. Школа организаторов труда с первых лет своего существования была и остается очень важной составляющей в организации производственного процесса на ВАЗе. Миссию Школы организаторов труда можно определить так: содействие оптимизации производства автомобилей на ОАО “АВТОВАЗ“ путем подготовки высококвалифицированных специалистов в области нормирования и организации труда (производства).

Исходя из миссии, можно выделить основную цель Школы организаторов труда: подготовка грамотных, высококвалифицированных специалистов в области организации и нормирования труда. Следовательно, ее базовая практическая задача - дать инженеру-организатору методологический инструмент для выработки качественных норм эффективного труда. А это особенно важно на ВАЗе в условиях строго
регламентированного производства с высоким уровнем механизации и автоматизации. Другой не менее важной задачей Школы организаторов труда считается знакомство учащихся с различными областями деятельности ОАО - непосредственно производством, экономикой, работой с персоналом и т.д. Другими словами, в процессе обучения в Школе организаторов труда осуществляется подготовка специалиста широкого профиля, способного эффективно работать в любой службе ОАО.

Организация работы Школы организаторов труда

Школа организаторов труда, как и все остальные подразделения ОАО, имеет свою четкую организацию работы, предусмотренную в Положении. Ежегодно в Отделах организации труда и заработной платы осуществляется работа по составлению списка кандидатов на профессиональную подготовку. Предварительно на основе с планами работы подразделений, стратегическими целями организации проводится анализ работы службы и выявляется потребность в количестве и качестве работников, обучении и повышении квалификации уже работающих в службе сотрудников. Отбор учащихся в Школу организаторов труда происходит в 2 этапа. Первый этап - тестирование. Кандидатам предлагается тест Айзенка на определение уровня интеллекта. Кандидаты, успешно прошедшие тестирование, направляются на индивидуальное собеседование, которое проводится руководителями экономической службы ОАО. Конкурс при поступлении в Школу организаторов труда составляет примерно 2 - 2,5 человека на место. Обучение (теория и практика) в Школе организаторов труда проводится не профессиональными преподавателями, а наиболее опытными специалистами самого ОАО “АВТОВАЗ“. Благодаря этому, теоретические разделы изучаемых курсов и практические занятия максимально приближены к будущим формам работы выпускников.


Программа профессиональной подготовки
в Школе организаторов труда


Сегодня для успешной работы необходимо достаточно хорошо разбираться как в специальных, так и в общих вопросах, касающихся сферы менеджмента, управления финансами, логистики, маркетинга. Недостаток у работника знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения порученных ему задач, приводит не
только к неэффективной работе, но и способствует снижению его мотивации и повышению уровня энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.

Содержание программы профессиональной подготовки в Школе организаторов труда в значительной степени определяется характером профессиональной деятельности инженера по организации и нормированию труда. В ходе данной профессиональной подготовки изучаются функциональные обязанности профессии, приобретаются и усваиваются знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения соответствующих профессиональных задач. Обучающиеся изучают такие специализированные курсы, как: структура и функции Управления организации труда и заработной платы в ОАО “АВТОВАЗ“, организация труда, нормирование труда, организация учета рабочего времени, организация заработной платы.

Курс “Структура и функции Управления организации труда и заработной платы в ОАО “АВТОВАЗ“ своего рода вводный, ознакомительный. В нем освещаются задачи данного подразделения, его функции и ответственность. Также изучаются должностные инструкции работников службы: начальника БОТиЗ инженера по организации и нормированию труда, экономиста по труду, техника по труду, инспектора по учету рабочего времени.

Из названия самой специальности работника - инженер по организации и нормированию труда - видно, какие знания ему будут необходимы. Дисциплины “Организация труда“ и “Нормирование труда“ являются основными в программе профессиональной подготовки в Школе организаторов труда. Соответственно, им отводится большее количество учебных часов - как в теории, так и в практике: учащиеся отрабатывают навыки правильного проведения хронометражных наблюдений и фотографий рабочего времени и составления итоговых отчетов, грамотного оформления необходимых в работе документов.

Помимо специализированных курсов, учащимся Школы предлагаются для изучения несколько общих предметов: экономика труда, организация управления, правила составления и оформления управленческих документов, управление персоналом, психология труда, трудовое право, имидж делового человека.

После теоретических занятий учащиеся направляются на 2-месячную практику в
производственные цеха для закрепления и отработки полученных знаний. Для получения документа об окончании Школы ее учащимся необходимо написать и защитить выпускную дипломную работу, в которой исследуются такие вопросы, как структура и функции службы организации труда и заработной платы на ОАО “АВТОВАЗ“, характеристика технического процесса рассматриваемого участка производственного цеха, нормирование и организация труда на данном участке. Особое внимание уделяется способам повышения производительности труда и экономии средств производства (время, материалы, оплата труда). Наиболее реальные рационализаторские предложения учащихся школы воплощаются в практической деятельности ОАО.

Статистика, итоги работы Школы организаторов труда

На фотографиях первых выпусков ее слушателей можно отметить узнаваемые многими работниками ОАО “АВТОВАЗ“ лица. Именно они начали хорошую традицию оставлять на память Школе коллективную фотографию. В 1971 г. закончили 10-месячное обучение в Школе А.И. Краснокутский, сегодня он работает заместителем начальника центра по экономике и планированию Дирекции по техническому развитию (ДТР) ОАО, В.К. Бейников (заместитель начальника ООТиЗ ДТР), И.Х. Насибулин (сейчас он работает начальником бюро ООТиЗ в ДТР), А.Н. Фирсуткин, Г.В. Меркулов, А.А. Соколов (заместители начальника ООТиЗ в Механосборочном производстве). В 1972 г. - В.Н. Красиков - сейчас он начальник ООТиЗ ГлавАвто. Руководители УОТиЗа в разные годы обучались в Школе. Это заместитель начальника отдела И.А. Бабушкин (1977), начальник отдела В.Б. Христенко и начальник бюро В.Н. Китенков - в 1972 г. На протяжении многих лет работает ведущим специалистом по организации и нормированию труда в УОТиЗ ОАО “АВТОВАЗ“ выпускница Школы организаторов труда 1975 г. Н.С. Федосова, сослуживцы ее называют “наш мозг“.

И каждый год обучения давал ВАЗу новых ярких руководителей, специалистов по нормированию труда, аналитиков производства, без которых сейчас
невозможно представить, как бы развивался завод. С 1970 г. Школа подготовила 1845 специалистов, которые трудятся не только на ВАЗе, но и на других предприятиях России. Выпускником Школы в 1972 г. был А.Х. Адельгильдин, ставший впоследствии директором завода “Автонормаль“.

По инициативе Школы в тесном сотрудничестве с НИИ труда, ведущими специалистами центральных институтов страны по экономике, социологии, медицине были созданы учебные фильмы по проведению хронометража разных технологических операций. В них не просто показываются рациональные приемы и движения на отдельных процессах, но и обосновывается их интенсивность научными физиологическими критериями. На базе выработанной в Школе методики широко внедрялись на заводе прогрессивные нормы труда. В результате этого производство получило эффективные нормы, а в социально-экономической науке появился новый термин “качество производственной жизни“, который тесно связывается с принципами нормирования на ВАЗе.

На базе Волжского автозавода защищен внушительный ряд кандидатских и докторских диссертаций. Многие заводские организаторы-производственники в результате проведенной исследовательской и практической работы стали кандидатами и докторами наук. Наиболее яркие из них: д. э. н. П.М. Кацура, д. э. н. М.И. Бухалков, к. э. н. Е.К. Епончинцев, к. э. н. В.И. Фрезе, к. э. н. В.Я. Толкачев.

В ноябре 1980 г. группе работников завода присуждена была Государственная премия за создание и внедрение комплексной системы организации производства, труда и заработной платы на ВАЗе. Среди них Золотой медалью ВДНХ награждены к. э. н. В.И. Фрезе, к. э. н. В.Я. Толкачев, к. э. н. В.М. Смирнов, к. э. н. А.К. Осипов, Л.Т. Бредихин, Серебряной - И.А. Шеин, Ю.К. Епончинев, Н.Д. Малахов, В.И. Красиков. При вручении наград академик Александров отметил, что впервые вручает Золотые медали
за научную организацию труда в производстве.

Тесно сотрудничали с ВАЗом такие известные в стране ученые, как д. э. н. И.И. Шапиро, автор многих монографий и справочников по нормированию труда; заместитель директора НИИ труда к. э. н. Р.А. Яковлев (Москва); один из ведущих специалистов в области экономики и социологии труда профессор Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии, автор монографий и учебников, более 130 печатных работ по оптимизации трудовых процессов и норм труда д. э. н. Б.М. Генкин. На основе вазовского опыта организации производства написано много книг. Все они бережно хранятся в Школе и всегда доступны для изучения новыми учениками.

Все руководители, начиная с основания и до сегодняшних дней, внедряли самый передовой опыт в области нормирования труда, и сами своей деятельностью вносили весомый вклад в развитие этого основного для Школы направления. Большое значение всегда имело умелое руководство. Например, творческая инициатива руководителя Школы Суркова Владимира Александровича помогла решить проблемы не только с учебно-наглядным материалом, но и с инструментарием инженера-организатора, который на сегодняшний день едва ли не единичный в стране и мире.

Для автоматизации процесса выведения нормативов производства на основе анализа хронометражного ряда в компьютерную программу был введен весь алгоритм расчетов норм выработки, базирующийся на огромном количестве цифр. Было найдено предприятие, которое изготовило по заказу Школы удобные хронометры, совместимые с любым компьютером. Созданная программа считывает данные и превращает их в готовые производственные нормы. Таким путем достигнута высокая степень рационализации труда самого инженера-организатора, нормировщика.

Достоверные нормы на ВАЗе научно обоснованы и тщательно выверены на широком опыте, направлены на обеспечение рациональной организации производства, труда и материального стимулирования. На их основе определяется мощность поточных линий, рассчитывается численность и расстановка рабочих, оценивается деятельность производственного коллектива и каждого отдельного работника.

Анализ действующего производства на основе хронометражных наблюдений позволяет снизить трудоемкость продукции путем рационализации отдельных процессов, дает возможность постоянно наращивать производительность труда, совершенствовать организацию трудового процесса.

Значимость и перспектива Школы организаторов труда

На данный момент у руководителя Школы организаторов труда есть несколько разных вариантов дальнейшего развития. Первый вариант - ничего не менять в ее работе. Продолжать предлагать учащимся ту же, хорошо зарекомендовавшую себя программу профессиональной подготовки. Данный путь привлекателен тем, что он отлично известен, проверен и не требует дополнительных затрат. Но во всем деле необходимо развитие, прогресс, поэтому разрабатывается второй вариант дальнейшей деятельности школы - изменение формы обучения. Проектируется двухгодичное заочное обучение с несколькими сессиями в год и преддипломной практикой в конце обучения. Для этой программы будут привлекаться преподаватели Тольяттинского государственного университета (г. Тольятти) и Самарского государственного технического университета (Самара). Планируется ввести еще один существенный момент. Учащиеся после поступления в Школу организаторов труда будут подписывать договор с обязательным условием после окончания и получения свидетельства проработать в должности инженера по организации и нормированию труда в системе УОТиЗ ОАО “АВТОВАЗ“ в течение определенного времени. Данное условие обеспечит:

- гарантированную занятость выпускников школы;

- формирование кадрами структурных подразделений ОАО;

- снижение текучести кадров на предприятии, особенно приостановит уход молодых и обученных специалистов.

Вазовская альма-матер - это лишь начальная, отправная точка в развитии сотрудника службы организации труда и заработной платы. Далее с персоналом ведется планомерная работа по повышению квалификации через различные курсы, семинары, конференции, выездные сессии и тренинги.

Школа организаторов труда как форма профессиональной подготовки персонала ОАО “АВТОВАЗ“ давно доказала и продолжает доказывать свою эффективность на практике. Поэтому ее могут перенять многие организации, чтобы систематически повышать профессиональный уровень своих работников и тем самым упрочнять свои конкурентные преимущества на рынке.

Е.Желнина

Подписано в печать
25.01.2007