В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Командировки: ехать или оставаться?

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2008, N 10


КОМАНДИРОВКИ: ЕХАТЬ ИЛИ ОСТАВАТЬСЯ?


Большинство крупных компаний уже имеет разветвленную филиальную сеть либо движется по пути освоения новых рынков. Из-за острой нехватки на местах квалифицированных менеджеров среднего звена руководители компаний, как правило, направляют своих представителей в продолжительные поездки для становления, координации и развития бизнеса в регионе или в краткосрочные командировки для контроля текущего состояния дел. Что значит командировка для работодателя и для работника - об этом размышляют сотрудники кадровых агентств, руководители кадровых служб организаций.

“Основные игроки современного рынка труда обнаруживают очевидную тенденцию к укрупнению. Если 7 - 10 лет назад активно развивались региональные компании и коммерческие
организации, то сегодня наиболее ценных специалистов делят между собой крупные иностранные и федеральные фирмы, которые продолжают наращивать свой потенциал путем слияний и поглощений, - констатирует Александра Степанишина, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services (Екатеринбург). - Поскольку создаваемые таким образом компании имеют чрезвычайно разветвленную структуру с несколькими территориальными центрами, командировки сотрудников этих организаций становятся неотъемлемой частью рабочего процесса“. Что касается кадрового рынка, то в описаниях вакансий часто встречается фраза “возможны командировки“, и в большинстве случаев работодатели сразу оговаривают условия: уточняется территория, куда может быть направлен специалист, и время, которое могут занимать предполагаемые разъезды.

Плюсы и минусы деловых поездок

Командировка, которой сопутствует правильно намеченная цель (со стороны руководства) и грамотно оформленные результаты поездки (со стороны командированного), может предоставить специалисту ряд преимуществ:

- значительно возрастают шансы в достаточно короткие сроки получить повышение;

- расширяется сфера влияния в компании, так как специалист становится одним из тех, кто достоверно осведомлен о текущем состоянии дел в филиалах;

- у коллег и руководства формируется представление о таком сотруднике как о человеке, способном к самостоятельной работе, что способствует повышению веса специалиста в компании;

- накапливается опыт реализации start-up проектов и решения разного рода нетипичных задач, делающий послужной список гораздо весомее.

Александра Степанишина считает, что “замещение позиции, предполагающей большое количество командировок, - это не только шанс перешагнуть сразу через несколько ступеней в движении вверх по карьерной лестнице, но и отличная возможность приобрести опыт переговоров на самых разных уровнях, что очень украшает резюме любого кандидата“.

В то же время частые рабочие поездки могут иметь и отрицательные стороны:

- возникновение проблем в семье;

- опасность, что вместо того, чтобы зарекомендовать
себя перед руководством в качестве перспективного работника, человек, напротив, пропадет из поля зрения сотрудников, проводя существенную часть рабочего времени вдали от родного офиса. Поэтому очень важно по возвращении из командировок грамотно преподносить полученные результаты непосредственному руководителю и коллегам;

- вероятность смещения прямых обязанностей в сторону курьерского или секретарского функционала. Вряд ли положительное влияние на продвижение по службе окажут многочисленные поездки с целью отвезти/привезти документы или сопровождения важной персоны. Поэтому имеет смысл заранее оговорить с руководством намерения, в связи с которыми происходит отправка на удаленный объект.

Почему так манит дорога?

Регулярные командировки могут быть одной из основных рабочих обязанностей специалиста, особенно если он занимает руководящую должность в крупной компании с разветвленной региональной сетью, и готовность соискателей к частым разъездам является определяющим фактором при выборе претендентов на такую позицию. Поэтому тем кандидатам, чья трудовая деятельность напрямую связана с развитием региональных подразделений, при создании резюме необязательно уточнять этот момент. “Если у подобных специалистов резюме составлено грамотно, подробно описан функционал, то вывод о количестве командировок можно сделать уже исходя из текста, поэтому дополнительные упоминания о готовности к поездкам окажутся лишними“, - полагает Александра Степанишина. Однако бывают такие случаи, когда, к примеру, соискатель согласен на командировки, но не готов к путешествиям на самолете. Тогда, как советует Кристина Шукурова, консультант по подбору персонала агентства The Russian Connection Group, лучше указать в CV это ограничение, дабы сразу отсеять неприемлемые предложения.

Многие соискатели, принимая решение о поиске нового места работы, намеренно останавливают свой выбор на вакансиях иностранных или совместных компаний, чтобы иметь возможность заграничных командировок с перспективой занять должность в головном офисе
фирмы.

Например:

Павел М. устроился в российско-английскую компанию, где командировки составляли 35% его рабочего времени, два года провел в разъездах по маршруту Москва - Лондон и обратно. Зарекомендовав себя в качестве ответственного и профессионального сотрудника, он получил предложение о переходе в головной офис компании в Англии.

“На должности, связанные с частыми деловыми поездками, мы стараемся подбирать таких кандидатов, которым нравятся путешествия, нестандартные задачи, общение с новыми людьми, - рассказывает Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС. - К тому же многих специалистов зарубежные командировки привлекают возможностью языковой практики“.

Обычно кандидаты соглашаются на частые долговременные и удаленные командировки в начале карьеры, чтобы иметь возможность за довольно короткий срок получить опыт самостоятельной работы и добиться повышения по служебной лестнице с увеличением уровня дохода. “Зачастую вакансии, на которых предполагаются командировки, оцениваются выше, чем аналогичные, но без разъездов, - свидетельствует Валерия Дворцевая, генеральный директор КА “ВИЗАВИ Консалт“. - Как правило, компенсация за деловые поездки включает в себя оплату командировочных расходов, премии по результатам, повышение оклада (до 30%), дополнительные страховки, учет выходных дней в командировке в качестве рабочих, выходной день по возвращении“. Поэтому если соискатель готов к частым разъездам, но не имел соответствующего опыта, то в его интересах будет обозначить в резюме или сопроводительном письме свое согласие, поскольку компания-работодатель обязательно обратит на это внимание.

Например:

Александр Р. в своем резюме указал о возможности удаленных командировок, так как в силу личных обстоятельств хотел на время сменить обстановку. На собеседовании на должность менеджера проекта в крупную российскую компанию работодатель предложил ему заняться реализацией проекта в открывшемся подразделении компании в Екатеринбурге при условии, что в ближайший год
около 70% рабочего времени ему придется провести вдали от дома, но в зависимости от окончательных итогов гарантировалось повышение. Обдумав условия и открывающиеся перед ним перспективы, соискатель согласился. Проект был завершен через 1,5 года, и по результатам работы Александру было предложено курировать другой проект, причем оклад был повышен и время, проводимое в разъездах, сокращено до 30%.

Полина Сухарникова, консультант компании AVANTA Personnel, полагает, что “наличие деловых связей в различных регионах, несомненно, увеличивает стоимость кандидата на рынке труда. Не секрет, что ряд компаний продвигает сотрудников по карьерной лестнице, ставя их на более высокие позиции в других регионах. В этом случае умение быстро адаптироваться и оперативно включиться в работу на новом месте сыграет немаловажную роль“.

Опыт как относительное преимущество

На некоторых позициях опыт частых деловых поездок играет если не ключевую, то довольно значимую роль при выборе кандидатов. По мнению Александры Степанишиной, наличие опыта длительных командировок работодатели склонны воспринимать как дополнительную гарантию способности кандидата четко выполнять возлагаемые на него обязанности. Во-первых, сотруднику потребуется значительно меньшее количество времени на то, чтобы войти в нужный ритм работы. Во-вторых, переходя на новую позицию, кандидат будет более объективно соизмерять свои способности с уровнем поставленных задач.

В то же время следует заметить, что для многих должностей, предполагающих регулярные командировки, от соискателей не требуется наличия соответствующего опыта. По мнению Кристины Шукуровой, если вакансия подразумевает длительные или частые деловые поездки, работодатель в первую очередь обратит внимание на такие личные качества соискателя, как гибкость, мобильность, умение быстро адаптироваться, работать с большими объемами информации. И кандидатам необходимо оценить, готовы ли они в ближайшее время к постоянным переездам
и перелетам, проживанию в гостиницах, как это воспримут близкие им люди. “На собеседовании соискателям может быть предложен бизнес-кейс, участие в деловой игре с целью определения таких компетенций, как способность оперативно принимать решения, работать в ситуации стресса, брать на себя ответственность“, - рассказывает Полина Сухарникова. “В тех случаях, когда кандидат отвечает заявленным в вакансии требованиям, способен к принятию самостоятельных решений и готов отвечать за свои действия, мы можем быть уверены, что, несмотря на отсутствие соответствующего опыта, с возложенными на него в командировках задачами он успешно справится“, - полагает Лилия Попова, руководитель отдела персонала компании “Чистый свет“ (ГК FACILICOM).

Однако, как считает Ирина Осадчая, по наличию или отсутствию опыта частых командировок нельзя определить эффективность и профессионализм кандидата. Например, многие сотрудники курьерских служб проводят в командировках до 95% рабочего времени, но это совершенно не означает, что все они являются профессионалами в своем деле. И наоборот - бухгалтеры выполняют свою работу вообще без разъездов. Поэтому, по мнению эксперта, строка в резюме о предшествующих деловых поездках не играет какой-либо определяющей роли, а выступает в качестве дополнительной информации.

“Опытное поле“ читателя
Виктор Агафонов, директор по работе с персоналом АМО ЗИЛ
- Многие развивающиеся предприятия, которые находятся в крупных городах, например в Москве, в силу разных причин - дефицита трудовых ресурсов, стоимости земли, аренды зданий, больших экологических затрат - стараются вывести свои филиалы в другие регионы. На этом этапе не обойтись без командировок: требуется подготовка нового производства, монтаж и размещение оборудования, построение организационной схемы самого холдинга, создание инфраструктуры и т.п. Именно такие вопросы приходилось и приходится решать в свое время и
АМО ЗИЛ, имеющему заводы в регионах.

Основная мотивация сотрудника, направляемого в такую командировку, - его заинтересованность в результатах своего труда. Успешный запуск объекта - это и оценка его деятельности, что, конечно, является важным фактором для дальнейшей карьеры. Многие наши сотрудники - будущие руководители производств - приобрели в таких командировках необходимый опыт, показали свою состоятельность и самостоятельность. Командировки в регионы бывают регулярно в целях осуществления единой кадровой политики, принятой в холдинге, - как кадровой, так и экономической. Считаю важным обратить внимание, что следует отличать разовую командировку (по трудовому законодательству на срок не более 40 дней) от выезда специалиста в тот же филиал на год, чтобы, например, подтянуть какое-то направление, - это уже будет временный перевод на другую работу в рамках трудового договора, что у нас также практикуется. Поскольку командировки являются важным элементом в организации производства, задача работодателя - обеспечить сотрудникам нормальные условия труда и проживания. У нас, например, есть для командированных сотрудников жилой фонд, в случае выезда группы сотрудников стараемся обеспечить их доставку к месту работы и обратно служебным транспортом.

Чтобы командировки пошли на пользу

В большинстве случаев на должности, связанные с постоянными деловыми поездками, работодатели предпочитают рассматривать кандидатов без семейных обязательств, поскольку такие сотрудники более мобильны. “Если речь идет о позиции, подразумевающей большое количество командировок, то больше шансов занять ее будет иметь специалист, не имеющий семьи. С другой стороны, рынок специалистов может быть настолько узким, что компания сделает предложение о работе и женщине с маленьким ребенком, если она готова много ездить и имеет няню, и кандидату старше той возрастной планки, которая была изначально
установлена, - замечает Полина Сухарникова. - Главное, чтобы опыт, знания и навыки соответствовали задачам кандидата на искомой позиции“.

Перед тем как отправить отклик на заинтересовавшую вакансию или дать согласие на собеседование, соискателям следует внимательно ознакомиться с должностными характеристиками. При наличии в объявлении фразы “возможны частые командировки“ нужно определить для себя готовность к деловым поездкам. Если ответ будет отрицательный, то, скорее всего, вакансии компаний, обладающих разветвленной филиальной сетью, таким соискателям не подойдут, поскольку многие серьезные позиции будут наверняка связаны с многочисленными командировками. “Если же соискатель готов к частым деловым поездкам, ему следует отразить этот факт в сопроводительном письме. Желательно сразу оговорить и процентное соотношение, например: командировки могут занимать до 90% рабочего времени, - рекомендует Кристина Шукурова. - Также можно ограничить возможность длительных разъездов, допустим, только 20% от рабочего времени“. Когда соискатель хочет сделать упор на наличии у себя “разъездного“ опыта, желательно указать в резюме, в каком городе базировался офис компании, где сотрудник числился в штате, и уточнить подведомственную территорию и партнеров, с которыми поддерживались деловые отношения в процессе трудовой деятельности. Тем самым увеличиваются шансы кандидата встретить работодателя своей мечты, а компании - получить грамотного командировочного.

По материалам online-журнала
Headhunter Magazine

Подписано в печать
12.09.2008