В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Подготовка кадров для эффективной работы АЭС

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 12


ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ АЭС


В статье проводится анализ международного опыта подготовки специалистов для атомной энергетики. Рассматривается влияние уровня подготовки специалистов на эффективность работы атомных электростанций (АЭС).

В настоящее время Правительством РФ принято решение об интенсивном развитии атомной энергетики в нашей стране до 2030 г., и, в частности, доведении доли атомной энергетики в топливной корзине страны с 16 до 26%. Так, в Программе деятельности государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“ на долгосрочный период (2009 - 2015 гг.), утв. Постановлением Правительства РФ от 20.09.2008 N 705, указано, что “основным результатом в части развития атомного энергопромышленного комплекса
России является доведение в 2015 г. общей мощности атомных электростанций до 33 ГВт и годовой выработки электроэнергии атомными электростанциями до 234,4 млрд кВт/ч, что составит 145% от уровня 2008 года“. Многие развитые страны мирового сообщества, такие как США, Китай, Франция, также осуществляют широкомасштабные программы по развитию проектов в области атомной энергетики. Вопрос подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей рассматривается в нашей стране на высшем уровне, что подтверждают разработка и реализация таких программ, как Федеральная целевая программа “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России“ на 2009 - 2013 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 568), Целевая программа Министерства промышленности и энергетики РФ “Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности“ (утв. Приказом Минпромторга России от 10.04.2009 N 252). Стоит также отметить переход в нашей стране на двухуровневую систему высшего образования к 2010 г. (бакалавриат и магистратура), что поставит ряд вопросов относительно востребованности выпускников разных уровней. С учетом вышесказанного, тема подготовки кадров для атомной отрасли приобретает особую актуальность.

Уровень образования персонала АЭС

Очевидно, что эксплуатация атомных электростанций требует достаточно качественной подготовки персонала. Проведенный анализ мирового опыта показал, что в качестве эксплуатирующего персонала на АЭС работают сотрудники, имеющие как высшее образование - бакалавры (Б) и магистры (М), так и среднее (СО) и среднее специальное (ССО). В табл. 1 представлен анализ данных по уровню образования специалистов на АЭС в некоторых странах.

Таблица 1

Требуемый уровень образования и опыт работы на АЭС <1>

Должность США Китай Канада Чехия Франция Венгрия
Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы)
Начальник
смены
станции СО/Б/М 2 - 10 М 6 - 8 М 6 - 8 М 6 - 9 М 4 М/Б 6
Начальник
смены пульта
управления ССО 2 - 7 М/Б 4 - 6 Б/ССО 6 - 8 М 4 - 6 Б 8 М/Б 5
Оператор
пульта
управления СО 1 - 5 Б 4 СО/ССО 6 - 8 М 2 - 4 Б/СО 4 - 6 М/Б 4
Оператор
оборудования
вне пульта
управления СО 1 - 2 Б/ССО 2 СО 3 - 6 М/Б/ССО 2 СС/ССО
7 СО/ССО 1
Специалист по
эксплуатации
механических
систем
оборудования СО 2 - 5 М/Б/ССО 2 - 4 СО/ССО Различно ССО 2 М/ССО 6 - 10 ССО 1
Специалист по
эксплуатации
электрических
систем
оборудования СО 2 - 3 М/Б/ССО 2 - 4 СО/ССО Различно ССО 2 М/Б/ССО 6 - 10 ССО 1
Специалист по
эксплуатации
системы
контроля СО/ССО/Б 1 - 6 М/Б/ССО 2 СО/ССО Различно ССО 2 М/Б/ССО 3 - 10 ССО 1
Специалист по
контролю
качества СО/ССО/Б 2 - 7 М/Б 2 Н. д. Н. д. М/ССО 1 - 3 М Н. д. ССО 2
Специалист по
радиационной
защите СО/ССО 2 - 7 М/Б/ССО 2 - 4 СО/ССО 6 ССО 1 Б/ССО Н. д. ССО 0,5
Специалист по
химической
защите СС/ССО/Б/М 2 - 4 М/Б/ССО 2 - 4 СО/ССО Различно ССО 2 Б/ССО Больше
2 ССО 0,5
Инструктор по
обучению СО/Б/СО -
ССО 2 - 9 М 1 - 2 СО/ССО 6 - 8 М/Б
(педагогическое) 3 М Больше
4 М/Б 5
Инструктор по
работе на
тренажере СО/Б/СО -
ССО 2 - 9 М 2 СО/ССО 6 - 9 М/Б
(педагогическое) 3 М Больше
4 Б/ССО 5

Таблица 1 (продолжение)

Должность Япония Южная Корея Литва Словакия Швейцария Украина
Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы) Уровень
образования Опыт
работы
(годы)
Начальник
смены
станции СО/выше 7 - 20 М/Б 10 М Больше
3 М 7,5 М/Б 2 - 9,5 М 8
Начальник
смены пульта
управления СО/выше Около
15 Б/ССО 5 - 7 М Больше
3
М 5,5 ССО 2 - 7,5 М 5
Оператор
пульта
управления СО/выше 6 - 8 Б/ССО 3 - 5 М Больше
2 М 3,5 ССО 2 - 5,5 М 2
Оператор
оборудования
вне пульта
управления СО/выше 1 - 2 Б/ССО 1 - 2 Б/ССО/СО 0 - 2 ССО/СО 1 - 2 СО 1 - 3 ССО 1
Специалист по
эксплуатации
механических
систем
оборудования СО/выше 1 - 3 Б/ССО 1 - 2 М - СО 0 - 2 М/Б/ССО 1 - 2 Б/ССО 3 - 4 СО 0
Специалист по
эксплуатации
электрических
систем
оборудования СО/выше 1 - 3 Б/ССО 1 - 2 М - ССО 0 - 2 М/Б/ССО 1 - 2 Б/ССО 3 - 4 СО 0
Специалист по
эксплуатации
системы
контроля СО/выше 1 - 3 Б/ССО 1 - 2 М - ССО 0 - 2 М/Б/ССО 1 - 2 М/ССО/СО 3 - 4 М 2
Специалист по
контролю
качества СО/выше 1 Б/ССО 1 - 2 М - ССО 0 - 1 М/ССО 1 - 2 М/Б/ССО 2- 3 М 0
Специалист по
радиационной
защите СО/выше 1 - 3 Б/ССО 1 - 2 М - ССО 0 - 2 М/Б/ССО 1 - 2 М/ССО 1 - 3 ССО 0
Специалист по
химической
защите СО/выше 1 - 3 Б/ССО 1 - 2 М/Б 0 - 2 М/Б/ССО 1 - 2 Б/ССО 0 - 3 М/ССО 0
Инструктор по
обучению СО/выше Н. д. М/Б 1 - 2 М/Б Больше
2 М/Б/ССО 1 - 2 Б/ССО 4 - 10 М 3
Инструктор по
работе на
тренажере СО/выше Н. д. М/Б 1 - 2 М Больше
2 М 6 Б 6 - 10 М Различно
Условные обозначения:

СО - среднее образование; ССО - среднее специальное образование; Б - бакалавр; М - магистр; Н. д. - нет данных

--------------------------------
<1> По материалам Международного агентства по
атомной энергии МАГАТЭ (IAEA) [1, 2, 3].

При изучении приведенных в таблице данных стоит отметить, что требования к опыту работы на АЭС для начальников смен наиболее строгие в Японии (до 20 лет), в то время как определенный уровень образования в этой стране не требуется. Также при условии получения кандидатом высшего образования (во многих странах не ниже уровня магистра) существенный опыт работы требуется для начальников смен в Южной Корее (10 лет) и на Украине (8 лет). В случае если специалист претендует на должность оператора на станции, то самые суровые требования к нему предъявят в отношении образования в Чехии (магистр-бакалавр). Также существенные требования по данному показателю в Южной Корее, Литве, Словакии, Украине. Наиболее длительный опыт работы необходим операторам в Канаде (3 - 8 лет), Франции (4 - 7 лет) и Японии (6 - 8 лет). Когда речь идет о специалистах по контролю механических, электронных систем и систем контроля, то наиболее высокие требования предъявляются в Китае, Франции, Литве и Словакии. Особое внимание в данном случае к опыту работы уделяют во Франции (6 - 10 лет). Среди специалистов по химической и радиационной защите в наибольшей степени ценятся кандидаты с высшим образованием (магистр-бакалавр) в Китае, Литве и Словакии. В данном случае опыт работы практически во всех странах необходим минимальный (от полугода - в Венгрии до 4 - 6 лет - в США и Канаде). Характерно, что требования для специалистов по обучению на станции (инструкторов) подразумевают наличие у кандидата высшего образования на уровне магистра (за исключением США, Швеции и Швейцарии) и опыта работы порядка 6 лет (от
1 - 2 лет в Китае и Южной Корее до 6 - 8 лет в Канаде и Швеции).

Как показывает международный опыт, двухуровневая система получения высшего образования, несмотря на возникающие в нашей стране дискуссии о целесообразности данного подхода, является востребованной во многих странах мира. Опыт западных стран показывает, что бакалавры наравне с другими специалистами могут выполнять работу на АЭС, однако очевидно, что необходимо прохождение дополнительного обучения в учебно-тренировочных центрах (УТЦ) для получения соответствующей квалификации.

Особенности подготовки персонала на АЭС
в учебно-тренировочных центрах (УТЦ)


В большинстве стран на АЭС действуют собственные УТЦ, где проходят обучение как непосредственно сотрудники станции, так и специалисты с других отраслевых объектов. Наукоемкое и сложное производство требует от атомщиков глубоких технических знаний, высокой ответственности, дисциплины и самодисциплины. Поэтому вопросам, связанным с обучением и переобучением кадров на АЭС, уделяется особое внимание. Создание центра позволяет организовать подготовку и поддержание квалификации персонала на самом высоком уровне. Центры оснащают уникальным оборудованием, в т.ч. полномасштабными и функционально-аналитическими тренажерами, оборудуют штатным для энергоблока комплексом оперативной связи, позволяющим добиться максимального реализма в имитации производственных ситуаций, объективно оценивать действия смены.

На рис. 1 показано количество действующих тренажеров для обучения на АЭС в некоторых странах. Как видно, наибольшее количество тренажеров эксплуатируется в УТЦ США (29) и Японии (28) и всего лишь по одному тренажеру в Чехии и Румынии. Отдельно стоит отметить, что Словения не имеет собственного тренажера и организует обучение своих сотрудников в других странах.

Количество тренажеров в УТЦ АЭС в странах мира

30T-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ --¬
¦ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
25+-----------------------------------------------------------------+ +-------------------------------------------------------------------------------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ --¬ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20+----------------------------------------+ +------+ +-------------+ +-------------------------------------------------------------------------------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
15+----------------------------------------+ +------+ +-------------+ +---------------------------------------------------------------------+ +-------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
10+----------------------------------------+ +------+ +-----+ +-----+ +-----------------------------------------+ +--------------+ +--------+ +-------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5+-----------+ +---+ +--------------------+ +------+ +-----+ +-----+ +---+ +-------------------+ +-----+ +-----+ +-----+ +------+ +--------+ +-------+ +-
¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-+--T--+-+-T-+-+-T-+-+-T---+-+---T--+-+--T---+-+--T--+-+--T--+-+-T-+-+-T-+-+-T--+-+--T---+-+--T--+-+--T--+-+-T---+-+---T--+-+--T-----+-+------T+-+¬
Болгария Канада Китай Чехия Финляндия Франция Германия Венгрия Япония Корея Литва Румыния Словакия Испания Швеция Швейцария Украина Великобритания США

Рис. 1

Важным показателем, характеризующим отношение к подготовке высококвалифицированных кадров для АЭС в стране, является финансирование. На рис. 2 показано, что выплаты, включающие зарплату сотрудникам и затраты на повышение квалификации, занимают наибольшую долю в бюджете атомных электростанций Франции (12%), Швеции (5%) и Канады (4,5%). Соответственно, наименьшая доля подобных выплат в бюджетах станций в Украине (0,5%), Словакии (1%), Германии (1%) и Чехии (1%).

Доля затрат на обучение и заработную плату сотрудникам
в бюджете АЭС в странах (в процентах)


12¬
¦
10+
¦ --¬
8+----------------------------------------+ +--------------------------------------------------------------------------------------------------
+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
6+----------------------------------------+ +--------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦
+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
4+----------------------------------------+ +--------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ --¬
+ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬
2+-----------+ +--------------------------+ +--------------------------------------------------------+ +-----------------------------------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+ +-----+ +---T-T-----------+ +------+ +--------------+ +-------------------------------+ +-----+ +-----+ +-----------------T-T-------+ +-
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ --¬ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-+--T--+-+-T-+-+-T-+-+-T---+-+---T--+-+--T---+-+--T--+-+--T--+-+--T---+-+--T---+-+--T--+-+--T--+-+-T---+-+---T--+-+--T-----+-+------T+-+¬
Бразилия Канада Китай Чехия Финляндия Франция Германия Венгрия Румыния Словакия Словения Испания Швеция Швейцария Украина Великобритания США

Рис. 2

В целом в бюджете эксплуатационных расходов АЭС на подготовку и поддержание квалификации персонала в мире выделяется до 10%: в Литве - 0,1 - 0,15%, в Южной Корее и Чехии - 0,5 - 1,5%, в Словакии - 1%, в Румынии - 1,7%, в Словении - 1 - 2%, в Великобритании и Швейцарии - 1 - 3%, в Германии - около 2%, в Венгрии - 2 - 3%, в Швеции - от 2 до 8%, в Канаде - 3 - 4%, в Испании - 3,5%, в США - около 4,3%, во Франции наибольший показатель - до 17%.

Зарубежный опыт подготовки персонала для АЭС

Среди наиболее эффективных стоит выделить некоторые особенности программ подготовки персонала в разных странах [6]. В большинстве стран мира предлагаемая МАГАТЭ методика проведения обучения персонала для АЭС - SAT - применяется в каждом УТЦ (в частности, в США, Канаде, Китае, Франции, Венгрии).

Словарь управления персоналом. SAT (Systematic Approach To Training Principles) - основные принципы обучения персонала для работы на АЭС, рекомендованные Международным агентством по атомной энергетике (МАГАТЭ).

Обучению персонала АЭС в США уделяется большое внимание. Руководство станций в числе прочего определяет структуру программы обучения, а также контролирует ход ее выполнения. Система обучения практически полностью основана на методике SAT (МАГАТЭ), за исключением специалистов по контролю качества, работа которых на станциях США обладает рядом особенностей. С целью поддержки высокого уровня квалификации персонала АЭС США проводятся периодические встречи специалистов по обмену опытом, а также действует электронная база данных INPO Nuclear Network. Среди наиболее эффективных подходов, характерных для тренинг-центров АЭС США, можно выделить: использование видеозаписи (camera men) проводимого инструктажа во время обучения для тех, кто не имел возможности присутствовать на занятии, что происходит автоматически, не требуя дополнительного управления специальным оборудованием (Houston Lighting&Power Company, South Texas Project Elec, Generating Station, Nuclear Training Department); регулярные встречи инструкторов и персонала в ходе обучения для консультаций (инструктаж, в т.ч. и на тренажерах, проводится в течение нескольких дней каждый); применение полноразмерного тренажера для отработки различных стадий работы реактора на станции (процедура оценки группы проходит в форме презентаций с разбором достоинств и недостатков в проделанной работе (Carolina Power and Light Company, Harris Energy and Environmental Centre); проведение занятий в аудитории со специальным оборудованием, позволяющим строить графические изображения во время лекций, а также оснащенной 35 устройствами, считывающими ответную реакцию обучаемых во время занятий, (TU Electric, Comanche Peak Steam Electric Station (CPSES)).

Подготовкой специалистов для работы на АЭС во Франции занимается крупная эксплуатирующая энергокомпания EdF. В компании существует управление профессиональной подготовки (SFP), в которое, в свою очередь, входят 4 подразделения, в подчинении которых находятся один или несколько УТЦ. Два из четырех подразделений ответственны за подготовку оперативного персонала (Lyon-Est entity and Normandie Entity - для реакторов мощностью 900, 1300, 1400 МВт) и два - за технической персонал (Loyon-Ouest Entity and Paris-Est Entity). Все подразделения делятся также на отделы в соответствии с направленностью работы (I&C, электронное оборудование, механическое оборудование и т.д.). Методика работы в подготовке кадров полностью соответствует рекомендациям, заданным МАГАТЭ (SAT). В том случае, если инструкторы приходят в УТЦ с опытом работы, они должны пройти повышение квалификации в области педагогики - 160 ч, если же инструкторы приходят на работу сразу после университета, то им следует пройти 2-летнюю подготовку по специальной программе, а затем также 160 ч тренинга по педагогике.

Для УТЦ Чехии (как и некоторых других) характерна возможность обучать специалистов из других стран. В учебном процессе задействованы два типа тренажеров: для реактора типа ВВЭР-440 (АЭС Дукованы) и типа ВВЭР-1000 (АЭС Темелин). Процесс обучения состоит из нескольких модулей (например, для операторов ПУ - 10 модулей), каждый из которых состоит из 3 - 5 недель теоретической и 1 - 3 недель практической подготовки на станции. Полный цикл обучения на станции до сдачи экзамена на получение соответствующего сертификата длится 66 недель, дальнейшее повышение квалификации на получение лицензии составляет до 32 недель на рабочем месте. Также в течение рабочего времени предусмотрен один день в месяц (8 часов), посвященный обучению.

В Венгрии УТЦ являются неотъемлемой частью структуры управления станции. Структура УТЦ при АЭС Пакш состоит из трех направлений - подразделения по обучению, центра с учебными тренажерами и центра обучения технического персонала. Методика обучения соответствует рекомендациям МАГАТЭ (SAT) по всем направлениям, кроме управления электронным оборудованием, радиационной и химической защите, а также инструктажа.

Отличительной особенностью обучения в УТЦ Германии является уникальная система тренажеров, представляющих собой модель реактора PWR (1:10), частично построенная из прозрачных материалов (Biblis Glass Model (Kerkraftwerk Obrigheim GmbH)) для наилучшего обзора при обучении. Вся обучающая система подготовки подобных специалистов в Германии нацелена на минимизацию общей подготовки в связи с хорошей базой обучения квалифицированных рабочих и акцентирование внимания на специальных курсах.

Для таких стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как Япония и Южная Корея, характерно проведение обучения персонала на малых (компактных) тренажерах. Подготовка оперативного персонала в Японии осуществляется в УТЦ - BTC (для кипящих реакторов) и NTC (для реакторов-легководников). Для технического персонала УТЦ предусмотрен на каждой станции.

В Южной Корее действуют две структуры, связанные с проведением обучения персонала для АЭС: Научно-исследовательский институт по атомной энергетике Южной Кореи (KAERI), который официально является ведущим научным институтом страны по данной проблеме при государственном финансировании, а также энергокомпания KEPCO, эксплуатирующая УТЦ АЭС Кори (KNTC). В УТЦ предусмотрено 3 этапа обучения для новых специалистов в соответствии с их квалификацией и управленческими функциями: начальная программа (39 недель), программа для продолжающих - курс повышения квалификации (2 - 4 недели) и специальный курс (2 - 4 недели). В целом структура обучения представлена следующим образом: 52% - лекции, 11% - обсуждение, 4,5% - практика, 3% - видеокурс, 3% - обучение на рабочем месте.

Как видно из приведенного анализа, в странах, количество эксплуатируемых АЭС в которых достаточно велико, придают подготовке квалифицированных кадров для отрасли большое значение и выделяют для этого существенную статью бюджета (например, во Франции и США). В связи с этим целесообразно рассмотреть наиболее эффективные из данных методик в подготовке кадров.

Подготовка персонала и эффективность работы АЭС

В настоящей статье были исследованы подходы ряда стран к подготовке персонала для атомных станций, в соответствии с чем был определен параметр производительности труда (далее - ПТ), характеризующий эффективность работы персонала на конкретном блоке АЭС (табл. 2) [7]. Данный показатель дает представление о количестве вырабатываемой электроэнергии в год на одного специалиста.

Таблица 2

Характеристики работы АЭС

АЭС Страна Мощность,

МВт ПТ,

МВтч/чел. КИУМ
(2008 г.),

в % Начало
эксплуатации,

год Конец
эксплуатации,

год Заработная
плата,

долл/год
Oyster
Creek США BWR 619 10,2 84,8 1969 2009 Н. д.

Clinton - BWR 1043 15,5 89,7 1987 2026 Н. д.

Limerick1 - BWR 1134 28,3 100,61 1986 2024 75 700
Limerick2 - BWR 1134 25,7 91,2 1990 2029 Н. д.

La Salle1 - BWR 1118 24,3 98,7 1982 2022 Н. д.

La Salle2 - BWR 1120 23,3 95 1984 2023 Н. д.

Peach
Bottom2 - BWR 1112 29,7 101,6 1974 2008 70 400
Peach
Bottom3 - BWR 1112 27,02 92,7 1974 2008 Н. д.

Quad
Cities1 - BWR 867 21,88 91,5 1973 2032 Н. д.

Quad
Cities2 - BWR 867 23,43 98,8 1973 2032 Н. д.

Dresden2 - BWR 828 20,59 92 1970 2029 Н. д.

Dresden3 - BWR 828 22,35 99,5 1971 2031 Н. д.

Three Mile
Island1 - PWR 837 12,69 96,5 1974 2014 67 300
Braidwood1 - PWR 1178 23,17 92,3 1987 2026 Н. д.

Braidwood2 - PWR 1152 24,63 100,4 1988 2027 Н. д.

Byron1 - PWR 1164 23,53 98,3 1985 2024 Н. д.

Byron2 - PWR 1136 20,71 89 1987 2026 Н. д.

Olkiluoto1 Финляндия BWR 860 17,94 93,8 1979 2039 Н. д.

Olkiluoto2 - BWR 860 18,71 97 1982 2042 Н. д.

BiblisA Германия BWR 1225 21,54 68,4 1975 Н. д. Н. д.

Brunsbuttel - BWR 771 8,3 36,84 1977 Н. д. Н. д.

Krummel - BWR 1346 2,4 46,26 1984 Н. д. Н. д.

Brokdorf - PWR 1410 38 95,19 1986 Н. д. Н. д.

Forsmark1 Швеция BWR 987 23,33 81,28 1980 Н. д. Н. д.

Forsmark2 - BWR 1000 23,33 79,67 1981 Н. д. Н. д.

Forsmark3 - BWR 1170 23,33 79,67 1989 Н. д. Н. д.

Ringhals1 - BWR 859 16 80,75 1976 Н. д. Н. д.

Ringhals2 - PWR 867 17 83,81 1975 Н. д. Н. д.

Ringhals3 - PWR 985 16 65,44 1981 Н. д. Н. д.

Ringhals4 - PWR 935 19,2 90,53 1983 Н. д. Н. д.

Условные обозначения:

ПТ - производительность труда;

КИУМ - коэффициент использования установленной мощности;

Н. д. - нет данных

В ходе проведения исследования полученных данных проведем сравнение по некоторым параметрам энергоблоков. Рассмотрим блоки с реакторами типа PWR американской АЭС Three Mile Island1 и шведской АЭС Ringhals2 (рис. 3), обладающие примерно равными генерирующими мощностями около 850 МВт и введенные в эксплуатацию в 1974 и 1975 гг. соответственно. По данным на 2006 г., производство электроэнергии на блоках примерно одинаково - около 6,5 млн кВтч. Несмотря на то что уровень коэффициента использования установленной мощности (КИУМ) на АЭС Three Mile Island1 на 13% выше, чем на Ringhals2, производительность труда на шведском блоке несколько выше - 17 против 12,7 МВтч/чел. В связи с тем что требования к будущим специалистам в Швеции выше, чем в США, то логично предположить, что для более подготовленных сотрудников необходимо меньше затрат на поддержку квалификации и, следовательно, производительность труда на таком блоке будет выше.

Характеристики АЭС с реактором PWR (850 МВт)

20+---------------------------------
¦ ---¬
¦ ¦ ¦
15+-----------------------+ +------
¦ ---¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
10+-------+ +------------+ +------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
5+-------+ +------------+ +------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0+-------+--+--------T---+--+----T-
Three Mile Island1 Ringhals2

Рис. 3

Сравним характеристики блоков большей мощности 1200 - 1400 МВт с реактором-легководником: блок АЭС Braidwood1, блок АЭС Byron1 и блок АЭС Brokdorf (рис. 4). Несмотря на то что на американских станциях работают 2 блока, а на немецкой АЭС только один, а выработка электроэнергии отличается незначительно, производительность труда на последней значительно превышает аналогичный показатель на американских станциях, что, в свою очередь, также может иметь место под влиянием более высоких требований в образовании и опыте работы в Германии, чем в США.

Характеристики АЭС с реактором PWR (1200 МВт)

+ ¦ ¦
+--------------+------------¬¦
Brokdorf ¦ ¦¦
+--------------T-------------¦
+ ¦ ¦
+--------------+---¬ ¦
Byron1 ¦ ¦ ¦
+--------------T---- ¦
+ ¦ ¦
+--------------+---¬ ¦
Braidwood1¦ ¦ ¦
+--------------T---- ¦
+--------------+-------------+-
0 20 40

Рис. 4

Одной из возможных причин такой разницы в показателях можно считать различие в уровне профессиональной подготовки специалистов. Как видно из приведенных данных, особое внимание в вопросе поддержки квалификации специалистов следует уделить примерам Швеции и Германии, хотя опыт эксплуатирующих организаций США также представляет интерес.

Таким образом, учитывая эффективность методик различных стран в подготовке специалистов для работы на атомных энергоблоках, следует отметить, что преимущества двухуровневой системы высшего образования имеют место и в отношении атомной энергетики, а с учетом приведенных фактов целесообразно учитывать данный опыт в обучении российских специалистов.

Литература

1. IAEA / World survey on nuclear power plant personnel training / 2003.

2. IAEA / Technical reports series N 437 / Economic Performance Indicators for NPP / 2006.

3. IAEA / Commissioning of nuclear power plants: training and human resource considerations / 2008.

4. Nuclear Engineering International / World nuclear industry handbook / 2007.

5. IAEA: база данных МАГАТЭ PRIS [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: www.iaea.org/programmes/a2.

6. IAEA / World survey on nuclear power plant personnel training / IAEA-TECDOC-1063.

7. Кожевников Н.Н. Экономика и управление в энергетике. М.: Academia, 2003. 383 с.

С.Киреев
Д. ф.-м. н.,

профессор
кафедры “Экономика и менеджмент
в промышленности“
Национального исследовательского
ядерного университета
“МИФИ“

Е.Зайцева
Аспирантка
кафедры “Экономика и менеджмент
в промышленности“
Национального исследовательского
ядерного университета
“МИФИ“

Подписано в печать
16.11.2009