В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Политика занятости: опыт Республики Таджикистан

“Кадровик. Кадровый менеджмент“, 2009, N 1


ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН


В Республике Таджикистан уделяется большое внимание совершенствованию политики занятости как неотъемлемой части социальной политики государства и методам ее реализации. В статье рассмотрены особенности рынка труда, характерные для ряда стран СНГ, в частности государств Центральной Азии и Закавказья, проведен сравнительный анализ основных механизмов его регулирования.

Тенденции переходного периода

Официальный уровень безработицы в Таджикистане основан на данных по регистрации безработных в органах государственной службы занятости населения.

Словарь управления персоналом. Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы. Для каждой страны существуют официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы. По методологии
МОТ, у. б. - процентное отношение числа фактически безработных к численности экономически активного населения.

Исходя из норм, определенных законодательством Республики Таджикистан, число официально зарегистрированных безработных в службах занятости населения на конец мая 2008 г. в Таджикистане составило 50,9 тыс. человек. Из них женщины составили 26,6 тыс. <1>.

--------------------------------
<1> По данным Госкомитета статистики РТ.

Среднемесячная номинальная (начисленная) заработная плата в январе - мае 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. выросла в 1,4 раза и составила 210,56 сомони. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса цен на потребительские товары, за этот же период по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 14,4%.

Вместе с тем исследования показывают, что в службу занятости населения обращаются не все безработные. Данные проведенных обследований показали, что уровень общей безработицы с учетом определений и методологии Международной организации труда (МОТ) значительно выше, чем уровень регистрируемой.

В плане занятости и безработицы ситуация в Таджикистане носит интригующий характер. За период 1991 - 2005 гг. численность трудовых ресурсов увеличилось на 54,1%, численность занятого населения - на 7,1%. Тем временем численность экономически активного населения возросла на 9,2%, экономически неактивного населения - в 3,1 раза [4, с. 87]. Глубокое переосмысление этих данных дает основу для вывода о низком уровне занятости и широких масштабах безработицы. Почти 6-разовое превышение темпов роста численности экономически неактивного населения по сравнению с трудовыми ресурсами вовсе не выступает как результат демографического “бума“ 80-х и 90-х гг. Темпы естественного прироста населения за эти годы отличались тенденцией к снижению. Причина заключается в явлениях, связанных с переходным периодом.

Существенную часть “экономически неактивного населения“ составляют те, кто не способен
найти работу с таким уровнем заработной платы, который удовлетворил бы минимальные потребности их семей. Ситуация с занятостью ярко выражается в соотношении темпов роста занятости и “экономически неактивного населения“. Последние отражают процессы накопления безработицы.

В 2007 г. средний уровень заработной платы в Таджикистане вырос на 41,1% и составил 156,74 сомони (1 долл. - 3,49 сомони). Но рост инфляции, который в прошлом году составил 19,7%, фактически поглотил это достижение. Например, мука - один из основных продуктов питания в Таджикистане, за год подорожала на 70%, а нефтепродукты более чем на 50%, что в итоге стало причиной скачка цен на все виды продукции и услуг. Стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения за прошлый год составила 203,57 сомони, для пенсионеров - 154,1 сомони, для детей - 185,47 сомони и согласно реальному потреблению составляет 161,36 сомони. За 2007 г. наибольшая средняя заработная плата была отмечена в связи - 409,35 сомони, строительстве - 429,11 сомони, транспорте - 394,39 сомони и промышленности - 297,39 сомони, а самый низкий уровень наблюдался в области сельского - 47,99 и лесного - 51,85 сомони хозяйств.

Численность экономически активного населения по предварительным оценкам составляет 2102,1 тыс. чел., 2047,5 тыс. чел. (94,7%) из которых заняты в различных сферах экономики и 54,6 тыс. чел. получили официальный статус безработных.

Темп роста количества занятых отстает от темпов прироста трудовых ресурсов почти на 40%. Рост количества рабочих мест в формальной экономике пока еще не покрывает естественный прирост трудовых ресурсов.

Еще в 1991 г. в республике был принят Закон “О занятости населения“. В 1993, 1996, 1998 гг. в Закон вносились изменения, но в
целом они существенно не смогли изменить ситуацию на рынке труда. Осознавая важность реформирования законодательства о занятости, в 2003 г. приняли новый Закон Республики Таджикистан “О содействии занятости населения“, в котором определены принципиально иные подходы в реализации государственной политики занятости населения, а также приняты подзаконные акты, регламентирующие механизм реализации данного нового Закона.

Словарь управления персоналом. Политика занятости - государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая: организацию профессионального обучения; предоставление информации о рабочих местах; противодействие дискриминации.

Основным механизмом решения проблем занятости и регулирования рынка труда являются государственные и региональные программы занятости.

Опыт для сравнения: общие черты национальных рынков труда

В этой связи представляет значительный интерес опыт разработки и реализации программ занятости в других государствах Центральной Азии и Закавказья. Тем более что национальным рынкам труда Центрально-Азиатского региона и Закавказья присущи общие черты: недостаточный уровень занятости экономически активного населения, безработица, сохранение напряженности на рынках труда; изменение структуры занятости, увеличение занятости в негосударственном секторе экономики; обесценение рабочей силы, снижение уровня жизни большой части населения; значительные масштабы нелегальной трудовой миграции; отсутствие единой системы социальной защиты трудящихся-мигрантов; несогласованность законодательно-нормативной базы в сфере социально-трудовых отношений.

К настоящему времени сложились следующие программы государственного регулирования рынков труда стран Центральной Азии и Закавказья: содействия найму рабочей силы; подготовки и переподготовки рабочих кадров; по социальному страхованию безработицы.

В Азербайджане государственное регулирование осуществляется путем реализации программ занятости, финансируемых за счет средств фонда занятости, направляемых в основном на трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев. Ярмарки труда, проведенные в 11 городах и районах республики, помогли трудоустроить 5,5 тыс. человек. С мая 1999 г. в Баку действует
“Биржа труда“, активизируется сотрудничество с международными организациями. Так, в рамках программ ООН создаются новые рабочие места и условия для самозанятости, совершенствуется законодательная база, внесены изменения в действующий Закон “О занятости населения в Азербайджанской Республике“.

В Армении реализуется программа “Рынок труда и занятость населения“. В программе определены конкретные меры по регулированию занятости различных категорий населения, учитывающие региональные особенности. Действует Закон “О занятости населения“, определивший приоритетные направления государственной службы занятости: профессиональная ориентация, повышение квалификации и переподготовка, поддержка безработных (в том числе финансовая), желающих заниматься предпринимательством, а также регулирование и организация внешней и внутренней миграции рабочей силы. Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда предусматривается создание региональных учебных центров государственной службы занятости. Правительство Армении намерено и впредь стимулировать производство, развитие малого и среднего бизнеса.

В Казахстане принят Закон “О занятости населения Республики Казахстан“, но ликвидирован Фонд содействия занятости, прекращено государственное финансирование пособий безработным - их выплата возложена на местные бюджеты. Более 10 лет действует Агентство по демографии и миграции, на которое возложена ответственность за разработку и реализацию программ добровольного переселения и размещения казахов. Агентство организует регистрацию, учет и рассматривает ходатайства о переселении в республику, координирует работу областных миграционных служб, ответственных за условия приема, обустройство и социальную защиту мигрантов.

В Кыргызстане реализуется Национальная программа “Рынок труда и занятость населения“ (“Эмгек“). Основные цели программы: обеспечение эффективной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; сохранение эффективных рабочих мест; содействие созданию дополнительных рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения и повышения квалификации; обеспечение мобильности трудовых ресурсов путем регулирования трудовой миграции. Значительную роль в создании дополнительных рабочих мест
сыграло организованное в республике “Общество содействия занятости“, а также успешная деятельность 30 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, большое значение уделяется профессиональной подготовке безработных, в частности тех, кто не имеет трудового стажа и не может на равных конкурировать на рынке труда. Для подготовки кадров по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, определено 9 модульных училищ по семи направлениям.

Приоритетные направления в политике занятости в Туркменистане: создание новых рабочих мест, продолжение формирования системы профориентации при обучении, переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников, повышение эффективности и развитие гибкого рынка труда. Действует Биржа труда, оказывающая содействие незанятому населению в поисках работы. При Бирже создан консультативно-методический центр, способствующий направлению обращающихся за помощью на рабочие места, которые в большей степени соответствуют их социально-трудовой и профессиональной ориентации. Центр помогает также преодолевать укоренившиеся стереотипы, мешающие быстро адаптироваться в новых рыночных условиях. Кроме того, Центр определяет потребности в кадрах с тем, чтобы Биржа и соответствующие органы на местах могли бы централизованно управлять макроэкономической ситуацией на рынке труда Туркменистана.

В Узбекистане политика занятости и регулирования рынка труда вытекает из программы перехода к социально ориентированной рыночной экономике и тесно увязана с приоритетными направлениями реформ. Важнейшая задача государственного регулирования - обеспечение максимально гибкой и эффективной работы рынка труда в интересах как отдельной личности, так и общества в целом. Принят закон о занятости, разработан комплекс соответствующих актов, создана разветвленная система органов по труду и фонду содействия занятости и рынку труда.

Нельзя не отметить общие проблемы, которые препятствуют эффективной реализации программ занятости: в странах Центральной Азии и Закавказья, как, впрочем, и в других государствах СНГ, разрушена система профессионального
образования. Профессиональным обучением и переобучением охвачены лишь 1 - 8% безработных; низок уровень общеобразовательного профессионального обучения, нет единых компьютерных баз данных по СНГ (а без них не может быть и речи о создании общего рынка труда); не хватает средств, чтобы помочь людям в переезде и обустройстве там, где есть работа.

Основные направления в решении проблемы:

1. Расширение сферы занятости, создание новых рабочих мест на малых и совместных предприятиях, транснациональных корпорациях (ТНК), реализация совместных научно-технических проектов. Здесь имеются большие возможности. На малых предприятиях в Таджикистане работают всего 1,2% от общего числа занятых, Туркменистане - 2,7%, Кыргызстане - 3,6%, Армении и Казахстане - по 5,2%. Лишь в Азербайджане - 12,9%. Эти показатели не идут ни в какое сравнение с развитыми странами, где 90% фирм - малые или средние предприятия, обеспечивающие 40 - 80% занятости населения и 30 - 70% производства ВВП.

2. Организация на основе имеющихся в ряде стран СНГ бирж труда (в Азербайджане, Туркменистане) Межгосударственной биржи труда для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в рамках общего рынка труда и создаваемой зоны свободной торговли на современной основе.

Практические шаги и перспективы

Реализация программ занятости в Республике Таджикистан позволила за 15 лет существования государственной службы занятости населения обслужить по вопросам трудоустройства более 1 млн граждан, трудоустроить более 300 тыс. чел., направить на общественные работы около 200 тыс. чел., на профессиональную подготовку и переподготовку - 60 тыс. чел., на работу по организационному набору - 30 тыс. чел. За этот период при центрах занятости населения созданы более 7 тыс. дополнительных рабочих мест.

Согласно данным Госкомстата число наемных работников, зарегистрированных в
организациях всех форм собственности, составило в 2008 г. 1033,7 тыс. чел., что составляет 50,9% от общего количество занятого населения.

В 2008 г. в областях, городах и районах было проведено 73 ярмарки рабочих мест, в которых приняли участие 973 предприятия и организации и представили 14 771 свободное рабочее место. 2895 человек получили направление на рабочие места, 772 чел. были задействованы на общественных работах, а 779 чел. записались на курсы по освоению профессий, причем 103 из них на сегодня уже завершили эти курсы и получили специальность <2>.

--------------------------------
<2> По данным Агентства социальной защиты РТ на июль 2008 г.

Наряду с традиционными мерами, предусматривающими трудоустройство безработных и выплату пособий, изыскиваются нетрадиционные меры привлечения к занятости, такие как организация “молодежной практики“, создание Бирж труда, сети Социально-деловых центров, оказание содействия в создании неправительственных организаций, занимающихся проблемами содействия занятости населения.

Общественный фонд “Ресурсный информационно-консультативный центр по труду“ является неправительственной, некоммерческой организацией, созданной усилиями инициативной группы граждан Республики Таджикистан, и официально зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан.

Цель создания фонда - объединение усилий и привлечение средств для реализации и финансирования мероприятий по содействию занятости населения, развития сферы легальной трудовой миграции, формированию активной политики на рынке труда и развитию предпринимательской деятельности, создание информационного поля по всем аспектам труда и трудовых отношений, миграционных процессов и предпринимательства.

Для достижения поставленной цели ОФ осуществляет следующие виды деятельности:

- психологическая и консультативно-правовая поддержка населения;

- разработка и реализация мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, неконкурентоспособных на рынке труда;

- содействие трудоустройству населения в республике и за ее пределами посредством информирования, консультирования и правовой поддержки;

- подготовка и распространение информации по проблемам занятости, миграции
и предпринимательства, в том числе посредством сети Интернет;

- проведение научных, социологических и аналитических исследований;

- сотрудничество с государственными, частными, благотворительными и международными организациями, работающими в области рынка труда, содействия занятости, миграции, развития предпринимательства и информационных технологий;

- анализ поступающей информации от работодателей, учебных заведений и граждан, ищущих работу на основе обработанной информации, создание базы данных спроса и предложения на рабочую силу, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения незанятого населения;

- проведение конференций, организация и информационное обеспечение семинаров, конкурсов, выставок и других информационно-правовых мероприятий, направленных на решение проблем занятости, миграции и предпринимательства;

- работа со средствами массовой информации.

В рамках проекта “Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года“ разработана система мер, направленная на совершенствование политики занятости населения и снижение уровня безработицы в стране. Разрабатывается проект концепции создания и сохранения рабочих мест в Республике Таджикистан, которая определит основные направления и приоритеты, направленные на усиление социальной ориентации экономики, достижение эффективной занятости населения, способствующей благосостоянию граждан и обеспечение условий создания и сохранения рабочих мест.

С целью стабильного трудоустройства населения трудоспособного возраста в формальном секторе со стороны правительства будут предприняты следующие меры:

- поддержание доходов семей, в том числе посредством:

а) проведения рациональной макроэкономической политики;

б) расширение возможностей трудоспособных лиц найти работу и возможностей работодателей по предоставлению работы с разумной заработной платой;

в) введение системы налогов и пособий, которая обеспечивала бы адекватную поддержку семьям, которые в ней нуждаются;

- своевременное решение проблем, связанных с неблагоприятным положением в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

С достижением определенной макроэкономической стабильности важны следующие аспекты стратегических мер, направленные на поддержание отраслевой реструктуризации и институционального развития:

- передача
собственности из государственного сектора в частный сектор посредством приватизации государственных активов;

- принятие соответствующих положений с целью стимулирования образования новых частных предприятий и создания равных условий для всех участников рынка, а также осуществление контроля над монополиями и деятельностью, направленной на развитие конкуренции;

- обеспечение более благоприятного воздействия прямых иностранных инвестиций на устойчивое развитие путем создания благоприятного инвестиционного климата, гарантий прав собственности и выполнения договорных условий.

В течение последних 5 лет в республике наблюдается рост как номинальной, так и реальной заработной платы. Однако до сих пор в стране наблюдается и задолженность по заработной плате работающим. Общая сумма задолженности по выдаче заработной платы с учетом предыдущих лет составляет более 27 млн сомони. В отраслях материального производства задолженность по выплате заработной платы выросла на 1332 тыс. сомони (на 5,4%) и составила 25 942 тыс. сомони. Рост задолженности по выплате заработной платы зарегистрирован почти во всех отраслях материального производства, кроме промышленности, транспорта и торговли, где задолженность по заработной плате снизилась соответственно на 3,2%, 26,6% и 31,3%. В отраслях нематериального производства задолженность по выплате заработной платы снизилась на 492,9 тыс. сомони (на 29,4%) и составила 1184 тыс. сомони. Снижение задолженности по выплате заработной платы зарегистрировано во всех отраслях нематериального производства. Самая высокая задолженность сохраняется в отраслях материального производства. В сельском хозяйстве она составила 16 053 тыс. сомони (58,4% от общей суммы задолженности), в промышленности - 4062 тыс. сомони (14,8%), в строительстве - 4669 тыс. сомони (17,0%).

Работодатели, виновные в задержке выплаты заработной платы, привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Программой содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2008 - 2009 гг. предусмотрено, что все работодатели, независимо от форм собственности, должны предоставить органам Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции более 48,3 тыс. свободных рабочих мест (вакансии). По направлениям органов Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции ежегодно 23,0 тыс. безработных, в том числе 13,8 тыс. женщин будут охвачены постоянными рабочими местами.

Программа содействия занятости населения Республики Таджикистан включает следующие меры:

1. Содействие занятости безработных, особо нуждающихся в социальной защите (квота). Указанные меры направлены на обеспечение работой инвалидов, молодежи, женщин, которые воспитывают малолетних детей, одиноких и многодетных женщин, военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также предоставления им следующих дополнительных льгот:

- занимать специальные места работы (квота);

- профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка:

- содействие занятости путем разработки и реализации целевых программ по содействию занятости, создание дополнительных рабочих мест и развитие малого и среднего бизнеса (в том числе и использованием труда инвалидов);

- реабилитационные услуги путем профессиональной ориентации.

Реализация этих мер предоставит возможность в течение 2008 - 2009 гг. обеспечить работой 2,5 тыс. инвалидов, одиноких и многодетных женщин, молодежи, военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил, и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

2. Содействие занятости молодежи. С целью выполнения Национальной программы “Молодежь Таджикистана в 2007 - 2009 гг.“ обеспечение занятости населения осуществляет следующие мероприятия:

- содействие обеспечению молодежи постоянными рабочими местами за счет существующих рабочих мест (27,6 тыс. чел.);

- проведение консультационных работ по профессиональной ориентации (23,5 тыс. чел.);

- профессиональная подготовка повышение квалификации и переподготовка по профессиям, соответствующим требованиям рынка труда (17,5 тыс. чел.);

- поддержка инициатив молодежи в организации индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, создание бизнес-инкубаторов (2,7 тыс. чел.);

- реализация мер по правовому воспитанию молодежи;

- расширение кругов деятельности социально-предпринимательских центров;

- привлечение молодежи на оплачиваемые общественные работы (10,8 тыс. чел.);

- создание специальных программ через средства массовой информации.

Согласно Программе всего 54,6 тыс. молодых людей будут охвачены занятостью.

Словарь управления персоналом. Бизнес-инкубатор - организация, основная задача которой - поддержка бизнеса на первых этапах его становления. Оказывает клиентам бухгалтерские, юридические, информационные и другие услуги либо бесплатно, либо по стоимости ниже рыночной. Существует на деньги учредителей, которыми выступают государство и частный бизнес. Рентабельность бизнес-инкубаторов обеспечивается за счет льготного режима налогообложения. Бизнес-инкубаторы также могут привлекать дополнительные средства с помощью грантов и конкурсов. Кроме этого, бизнес-инкубатор может зарабатывать как деловой центр, предоставляя состоявшимся компаниям помещения в аренду и оказывая сопроводительные услуги (бухгалтерские, аудиторские, юридические, рекламные и пр.).

3. Содействие занятости женщин. Для выполнения Государственной программы “Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2009 - 2010 годы“ будут проведены следующие мероприятия:

- содействие обеспечению женщин постоянным рабочим местом за счет существующих рабочих мест (24,2 тыс. чел.);

- проведение консультационных работ по профессиональной ориентации (25,5 тыс. чел.);

- профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям, соответствующим требованиям рынка труда (10,5 тыс. чел.);

- поддержка инициатив женщин в развитии предпринимательства и самозанятости (3,2 тыс. чел.);

- привлечение женщин на оплачиваемые общественные работы в направлении благоустройства и озеленения (8,8 тыс. чел.);

- усовершенствование информационной деятельности и правового воспитания женщин.

Согласно Программе всего 43,5 тыс. женщин будут охвачены занятостью.

Словарь управления персоналом. Самозанятость (самостоятельная занятость) - трудовая активность без формальных трудовых отношений с работодателем или в качестве работодателя.

Общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности: как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную ориентацию и выполняемые гражданами по направлению органов государственной службы занятости.

4. Организация общественных работ. Общественные работы считаются одним из путей привлечения безработных к временной работе и сокращению интенсивной безработицы на рынке труда. Безработные граждане и граждане, ищущие работу, будут привлечены к этому виду занятости на основании договора с органами Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции на местах с работодателями.

В период реализации Программы предстоит:

- создание Национального центра образования взрослых и его филиалов в г.г. Душанбе, Канибадам, Курган-Тюбе, Куляб, Пенджикент, в Таджикабадском районе республики;

- укрепление материально-технической базы учебных центров, повышение качества обучения;

- обеспечение центрального аппарата и органов Агентства на местах современной техникой (компьютером, факсом, копировальными машинами), создание единой аналитико-информационной сети Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции и открытие специального сайта в Интернете.

Информация для размышления
Сотрудничество в рамках СНГ
В соответствии с решением Совета руководителей миграционных органов стран СНГ от 03.04.2008 разработан проект программы сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009 - 2011 гг. Она является уже вторым по счету аналогичным документом, созданным в рамках Содружества (срок действия предыдущего истек в 2008 г.). Комплекс мер, предусмотренных документом, основывается на анализе миграционной обстановки и прогнозе тенденций ее развития, результатах научных исследований и практике борьбы с незаконной миграцией, в том числе опыте совместных действий соответствующих ведомств стран Содружества. Программа призвана способствовать выработке и реализации согласованной политики и развитию международно-правовой базы сотрудничества в области борьбы с незаконной миграцией, совершенствованию и сближению национального законодательства государств в этой сфере, улучшению пограничного и миграционного контроля на государственных границах стран СНГ. Документом предусмотрено большое количество мероприятий в организационной сфере, по подготовке и повышению квалификации кадров. Среди мероприятий в том числе и меры по введению новых биометрических паспортов.

По материалам пресс-службы Исполнительного комитета СНГ.

Литература

1. Программа содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2008 - 2009 годы. Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.12.2007 N 632.

2. Амонова Д.С. Особенности реформирования социально-трудовых отношений в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе. - 2007, N 4.

3. Амонова Д.С. Республика Таджикистан: рынок труда и занятость // Человек и труд. - 2006, N 11.

4. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Стат. сб. Душанбе, 2006.

Л.Ходжаева
Аспирант
Московской академии государственного
и муниципального управления

Подписано в печать
12.12.2008