В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Полномочия участников процесса передачи бюджетного учреждения

Полномочия участников процесса передачи бюджетного учреждения

В соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизацией юридического лица признается его слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Можно ли считать реорганизацией передачу бюджетного учреждения из одного бюджета в другой? Дело в том, что Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации*(1) предусматривает особенности составления отчетности реорганизуемо либо ликвидируемого учреждения. На основании этого возникает вопрос: следует ли передаваемому учреждению при составлении отчетности руководствоваться разделом VI “Особенности формирования бюджетной отчетности при реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета“ Инструкции N 72н или ему необходимо составлять отчетность в общем порядке,
предусмотренном для получателя средств бюджета? Как отражать в учете операции по передаче бюджетного учреждения? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Полномочия бюджетного учреждения

При передаче бюджетного учреждения главному распорядителю другого уровня бюджета следует иметь в виду, что в соответствии с БК РФ такие операции относятся к межбюджетным трансфертам. Определение общих принципов, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета относится к полномочиям Российской Федерации. В случае предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов - к полномочиям субъектов РФ, из местных бюджетов - к полномочиям муниципальных бюджетов. Поэтому передача учреждения из одного бюджета в другой должна быть урегулирована соответствующими законами о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Можно ли считать передачу учреждения из подчиненности одного главного распорядителя другому реорганизацией? Или это действие не соответствует выше приведенному понятию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Письму Минфина РФ и Федерального казначейства N 02-14-13/2354, N 42-7.1-15/2.6-352 “О порядке осуществления операций по передаче бюджетного учреждения из одного бюджета в другой и отражение их в бюджетном учете“. Начнем с того, что на сайте Федерального казначейства оно размещено в разделе “реорганизация“, то есть финансовое ведомство относит к реорганизации передачу бюджетного учреждения из одного бюджета в другой. Отсюда напрашивается вывод, что при составлении отчетности в случае передачи учреждения от одного главного распорядителя другому следует руководствоваться разделом VI Инструкции N 72. Тем более, по мнению автора, положения раздела VI Инструкции N 72н соответствуют разъяснениям специалистов финансового ведомства, данных в отношении отчетности передаваемого бюджетного
учреждения в указанном письме. Оно было опубликовано в период, когда Инструкция N 72 еще не вступила в силу, поэтому ссылка в нем дана на действовавшую в то время Инструкцию о порядке составления и представления бюджетной отчетности, утвержденной Приказом Минфина от 21.01.2005 N 5н, которая не содержала раздела, подобного разделу VI Инструкции N 72н.

В соответствии с указанным письмом на дату передачи учреждение составляет и передает главному распорядителю, в ведении которого оно находилось до передачи, и главному распорядителю, в ведение которого передается, а также в соответствующие финансовые органы и органы Федерального казначейства передаточный баланс и другие формы отчетности в объеме форм годовой бюджетной отчетности. Здесь следует сказать, что объем форм годовой отчетности определенный для получателя средств бюджета в общем случае и в случае его ликвидации и реорганизации не имеет различий. Для ликвидируемых либо реорганизуемых учреждений устанавливаются особенности их заполнения разделом VI Инструкции N 72н и вместо формы 0503130 вводится форма 0503230 Разделительного (ликвидационного) баланса.

Обратите внимание: обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств в установленном законодательством порядке перед составлением отчетности - это общее требование Инструкции N 72н и ее раздела VI в частности.

Итак, в состав форм отчетности при передаче учреждения кроме разделительного (передаточного) баланса входят:

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

Пояснительная записка (ф. 0503160);

Акт приемки-передачи кассовых и фактических расходов при
реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095), установленный Письмом Минфина РФ от 07.04.2004 N 3-01-01/11-125.

Обратите внимание: учреждение записи в бухгалтерском учете в отношении передачи не делает.

Отчетность представляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, органом, организующим исполнение бюджета и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета. Главным распорядителем, органом, организующим исполнение бюджета, могут быть установлены дополнительные формы бюджетной отчетности (п. 276 Инструкции N 72н).

Полномочия главных распорядителей

Главный распорядитель средств, в ведении которого находилось
учреждение


Главный распорядитель передаваемого учреждения на основании документа, установленного органом, организующим исполнение соответствующего бюджета, вносит изменения в бюджетную роспись текущего финансового года. Поскольку он передает учреждение, необходимо уменьшить соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, предусмотренном для передаваемого учреждения, и увеличить ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по разделу 1100 “Межбюджетные трансферты“. Затем главный распорядитель готовит Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817, установлена Инструкцией N 25н) на сумму внесенных изменений в бюджетную роспись по по разделу 1100 “Межбюджетные трансферты“. На основании указанного уведомления он отражает у себя в учете задолженность перед публично-правовым образованием, в ведение которого передается учреждение.

На основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) главный распорядитель передаваемого учреждения производит списание кредиторской задолженности по разделу 1100 “Межбюджетные трансферты“ в размере кассовых расходов учреждения.

В обязанности главного распорядителя входит также оформление платежного поручения на перечисление в принимающий бюджет оставшейся суммы средств на сумму разницы между утвержденными ассигнованиями и произведенными кассовыми расходами. Затем он отражает в учете
списание кредиторской задолженности на указанную сумму.

Операции у главного распорядителя, в ведении которого находилось учреждение, отражаются следующим образом:

----------------------------------------T--------------T-------------T-----------------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Уменьшение ассигнований и лимитов¦1 503 01 xxx ¦1 501 01 xxx ¦Справка об изменении¦
¦обязательств по соответствующим кодам¦ ¦ ¦бюджетной росписи ¦
¦бюджетной классификации со знаком¦ ¦ ¦ ¦
¦“минус“ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Увеличение ассигнований и лимитов¦1 503 01 251 ¦1 501 01 251 ¦Уведомление по расчетам между¦
¦обязательств по разделу 1100¦ ¦ ¦бюджетами (ф. 0504817) ¦
¦“Межбюджетные трансферты“ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Увеличение задолженности перед бюджетом¦1 401 01 251 ¦1 302 12 730 ¦Уведомление по расчетам между¦
¦субъекта РФ по средствам, подлежащим¦ ¦ ¦бюджетами (ф. 0504817) ¦
¦передаче ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Передача кассовых расходов из одного¦1 302 12 830 ¦1 304 05 251 ¦Акт приемки-передачи кассовых¦
¦бюджета в другой (погашение¦ ¦ ¦и фактических расходов при¦
¦задолженности перед бюджетом) ¦ ¦ ¦реорганизации бюджетных¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений (ф. 0512095) ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Перечисление суммы разницы между¦1 302 12 830 ¦1 304 05 251 ¦Платежное поручение на¦
¦утвержденными ассигнованиями и¦ ¦ ¦перечисление остатка¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦задолженности в другой бюджет¦
L---------------------------------------+--------------+-------------+------------------------------

Главный распорядитель средств, в ведение которого передается
учреждение


На основании документа по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленного органом, организующим исполнение соответствующего бюджета, главный распорядитель принимающей стороны отражает у себя в учете увеличение соответствующих бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Получив Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817), он производит начисление дебиторской задолженности по средствам, подлежащим поступлению из передающего бюджета, а на основании Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) отражает списание дебиторской задолженности на произведенные бюджетным учреждением на дату передачи кассовых расходов. Затем на основании платежного поручения отражает списание дебиторской задолженности на поступившие из передающего бюджета денежные средства в принимающий бюджет в части неиспользованных бюджетных ассигнований и лимитов
бюджетных обязательств.

Операции у главного распорядителя принимающей стороны отражаются следующим образом:

----------------------------------------T--------------T-------------T-----------------------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Основание ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Увеличение ассигнований и лимитов¦1 503 01 xxx ¦1 501 01 xxx ¦Справка об изменении¦
¦обязательств по соответствующим кодам¦ ¦ ¦бюджетной росписи ¦
¦бюджетной классификации ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Начисление задолженности по средствам,¦1 205 05 560 ¦1 401 01 151 ¦Уведомление по расчетам между¦
¦подлежащим передаче ¦ ¦ ¦бюджетами (ф. 0504817) ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Принятие кассовых расходов из одного¦1 210 02 151 ¦1 205 05 660 ¦Акт приемки-передачи кассовых¦
¦уровня бюджета в другой ¦ ¦ ¦и фактических расходов при¦
¦ ¦ ¦ ¦реорганизации бюджетных¦
¦ ¦ ¦ ¦учреждений (ф. 0512095) ¦
+---------------------------------------+--------------+-------------+-----------------------------+
¦Получение суммы разницы между¦1 210 02 151 ¦1 205 05 660 ¦Платежное поручение на¦
¦утвержденными ассигнованиями и¦ ¦ ¦перечисление остатка¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦задолженности в другой бюджет¦
L---------------------------------------+--------------+-------------+------------------------------

Полномочия органов, организующих исполнение бюджета

Передающий орган, организующий исполнение бюджета


Орган, организующий исполнение бюджета (финансовый орган), на бюджете которого находилось учреждение отражает в учете на основании установленного им документа по доведению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) изменения по уменьшению соответствующих бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и увеличению их по разделу 1100 “Межбюджетные трансферты“, а также операции по передаче произведенных кассовых расходов и переданные денежные средства.

В учете у передающего органа, организующего исполнение бюджета операции по передаче учреждения отражаются с применением следующих проводок:

--------------------------------------------------------------------T---------------T--------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Внесение изменений в бюджетную роспись по уменьшение ассигнований и¦1 503 01 xxx ¦1 501 01 xxx ¦
¦лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной¦ ¦ ¦
¦классификации, со знаком “минус“; ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Увеличение ассигнований и лимитов обязательств по разделу 1100¦1 503 01 251 ¦1 501 01 251 ¦
¦“Межбюджетные трансферты“ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Передача кассовых расходов из одного бюджета в другой (в порядке¦1 402 01 251 ¦1 402 01 xxx ¦
¦межбюджетных отношений) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Перечисление суммы разницы между утвержденными ассигнованиями и¦1 402 01 251 ¦1 202 01 610 ¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------------+---------------+---------------

Принимающий орган, организующий исполнение бюджета

Орган, организующий исполнение бюджета, в бюджет которого передается учреждение отражает на основании установленного им документа по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) и Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095) увеличение соответствующих бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и поступление в принимающий бюджет межбюджетных трансфертов в объеме проведенных кассовых расходов и неиспользованных денежных средств.

В учете у принимающего органа, организующего исполнение бюджета, делаются следующие записи:

--------------------------------------------------------------------T---------------T--------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Внесение изменений в бюджетную роспись по уменьшение ассигнований и¦ 1 503 01 xxx ¦ 1 501 01 xxx ¦
¦лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной¦ ¦ ¦
¦классификации со знаком “минус“ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Передача кассовых расходов из одного бюджета в другой (в порядке¦ 1 402 01 xxx ¦ 1 402 01 151 ¦
¦межбюджетных отношений) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Перечисление суммы разницы между утвержденными ассигнованиями и¦ 1 202 01 510 ¦ 1 402 01 151 ¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------------+---------------+---------------

Полномочия органов федерального казначейства

Передающий орган казначейства


Орган Федерального казначейства (финансовый орган), в котором открыт лицевой счет бюджетному учреждению, отражает на лицевом счете операции по уменьшению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, по передаче произведенных кассовых расходов и денежных средств на основании установленного им документа по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и Акта приемки-передачи кассовых и фактических расходов при реорганизации бюджетных учреждений (ф. 0512095). После проведения указанных операций орган Федерального казначейства закрывает лицевой счет передаваемого учреждения. Кроме того, в учете отражаются операции по кассовому обслуживанию исполнения бюджета в части передачи кассовых расходов и денежных средств.

Бухгалтерские записи по отражению операций в учете передающего органа федерального казначейства будут следующими:

--------------------------------------------------------------------T---------------T--------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Передача кассовых расходов из одного бюджета в другой (в порядке¦ 1 307 00 251 ¦ 1 307 100 xxx¦
¦межбюджетных отношений) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Перечисление суммы разницы между утвержденными ассигнованиями и¦ 1 307 00 251 ¦ 1 203 02 610 ¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------------+---------------+---------------

Принимающий орган казначейства

Финансовый орган, в котором должен быть открыт лицевой счет передаваемому учреждению, открывает учреждению лицевой счет и на нем отражает все полученные соответствующие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, кассовые расходы, проведенные учреждением до момента его передачи в принимающий бюджет. Кроме того, в учете отражаются операции по кассовому обслуживанию исполнения бюджета в объеме принятых кассовых расходов и денежных средств.

Бухгалтерские записи по отражению операций в учете принимающего органа федерального казначейства такие:

--------------------------------------------------------------------T---------------T--------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Передача кассовых расходов из одного бюджета в другой (в порядке¦ 1 307 00 xxx ¦ 1 307 00 151 ¦
¦межбюджетных отношений) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------------+---------------+--------------+
¦Перечисление суммы разницы между утвержденными ассигнованиями и¦ 1 203 02 510 ¦ 1 307 00 151 ¦
¦произведенными кассовыми расходами ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------------+---------------+---------------

Л. Максимова,

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 2, февраль 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“ (далее - Инструкция N 72н).