В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Отчитываемся по новым формам

Отчитываемся по новым формам

Учреждения образования, как и все бюджетные учреждения, годовой отчет за 2007 год будут сдавать по формам, утвержденным Инструкцией N 72н*(1). В данной статье рассмотрены основные моменты по их заполнению и проведено их сравнение с ранее действовавшими.

Действие указанной инструкции распространяется на отчетность, составляемую на 1 января 2008 года, поэтому, как уже было указано, учреждения будут сдавать ее на новых формах, как и годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

Поскольку отчетным является календарный год, месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Составленная отчетность представляется в соответствующий орган на
бумажных носителях и (или) в виде электронного документа.

Кроме утвержденных Инструкцией N 72н форм могут быть установлены дополнительные специализированные формы отчетности. В отличие от Инструкции N 5н*(2) действующая определяет, кто из участников бюджетного процесса вправе их вводить. Например, главные распорядители средств бюджета - дополнительные формы для подведомственных ему распорядителей, получателей средств бюджета, в целях отражения специфики деятельности; орган, организующий исполнение бюджета, - для главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, а также для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета.

Как и прежде, отчетность составляется в рублях с точностью до второго знака после запятой и должна быть подписана руководителем учреждения и главным бухгалтером. Обращаем ваше внимание на то, что Инструкция N 72н обязывает подписывать отчетность руководителем финансово-экономической службы, содержащую плановые и экономические показатели. Если бюджетный учет учреждения ведет специализированная организация или централизованная бухгалтерия, то отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения, руководителем и главным бухгалтером специализированной организации, централизованной бухгалтерии, осуществляющей бюджетный учет и формирующей бюджетную отчетность.

Согласно п. 11 Инструкции N 72н в бюджетную отчетность для главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета входят:

- Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительная записка (ф. 0503160);

- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230).

Рассмотрим каждую форму.

Баланс исполнения бюджета
главного распорядителя
(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)


В соответствии с Инструкцией N 72н Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) формируется получателем средств бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

При сопоставлении новой формы баланса с формой, действовавшей согласно Письму Минфина РФ от 11.10.2006 N 03-14-10/2728 “О составлении годовой бюджетной отчетности“, нужно отметить, что она претерпела существенные изменения.

В разделе “Финансовые активы“ следует выделить такое нововведение. Так, по счетам 0 205 00 000 “Расчеты с дебиторами по доходам“, 0 206 00 000 “Расчеты по выданным авансам“, 0 207 00 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам“, 0 208 00 000 “Расчеты с подотчетными лицами“, 0 209 00 000 “Расчеты по недостачам“ показывается сальдо в разрезе каждого из них без расшифровки по аналитическим счетам.

В разделе “Обязательства“ не указывается “аналитика“ по счетам 0 301 00 000 “Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам“, 0 302 00 000 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“. Исключены строки “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов (0 304 05 000)“ и “Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов (0 306 00 000)“. Изъятие последнего счета вызвано тем, что теперь он применяется только органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Раздел IV формы 0503130 не содержит следующие счета:

0 401 01 000 “Финансовый результат текущей деятельности учреждения“;

0 401 01 100 “Доходы учреждения“;

0 401 01 200 “Расходы учреждения“;

0 40102 200 “Финансовый результат по резервному фонду“;

0 401 02 100 “Доходы резервного фонда“;

0 401 02 200 “Расходы резервного фонда“.

Теперь он содержит только данные о финансовом результате
учреждения (0 401 00 000), финансовом результате прошлых отчетных периодов (0 401 03 000) и доходов будущих периодов (0 401 04 000).

В ранее действовавшей форме баланса отсутствовали справочные данные о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах учреждения. Ее новая форма дополнена справкой, в которой указанные данные будут отражены и детализированы. Например, арендованные основные средства должны иметь расшифровку по имуществу, принятому по договорам:

- аренды;

- безвозмездного пользования.

Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению в целом, необходимо расшифровать на:

- основные средства;

- нематериальные активы;

- материальные запасы.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Она заполняется учреждением образования в целях исключения взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности при формировании главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета консолидированной (сводной) отчетности. Инструкцией N 5н была утверждена аналогичная форма, которая называлась “Справка по внутренним расчетам“.

Справка составляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года на основании данных, отраженных на отчетную дату по следующим счетам:

304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“;

401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“;

401 01 180 “Прочие доходы“;

401 01 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ“;

205 05 560 “Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“;

205 05 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“;

206 12 560 “Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

206 12 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

207 02 540 “Увеличение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам
бюджетной системы РФ“;

301 01 710 “Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам“;

207 02 640 “Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

301 01 810 “Уменьшение задолженности по внутренним долговым обязательствам“;

206 12 000 “Расчеты по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

205 05 000 “Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ“;

207 02 000 “Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы РФ“;

301 01 000 “Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам“.

Следует заметить, что справку составляют раздельно - по каждому коду счета и по видам деятельности. Инструкция N 72н содержит подробные разъяснения по порядку ее заполнения.

Справка по заключению счетов бюджетного учета
отчетного финансового года (ф. 0503110)


Инструкция N 72н выделила ее отдельно, хотя ранее она входила в форму 0503130 “Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета“. Справка формируется в составе форм годовой отчетности и отражает обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию по завершении финансового года в установленном порядке, в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности и деятельности со средствами во временном распоряжении.

Получатель средств бюджета формирует справку на основании данных по счетам:

210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов“;

304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“;

304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“;

401 01 000 “Финансовый результат учреждения“;

401 02 000 “Финансовый результат по резервному фонду“.

В графах 2-5 справки отражают остатки по счетам до закрытия года, в графах 6-13 показывают заключительные операции по закрытию счетов, произведенные 31 декабря. Раздел 2 справки
получатели средств бюджета не заполняют, он формируется органом, организующим исполнение бюджета и органом, осуществляющим кассовое обслуживание.

Распорядитель средств бюджета формирует сводную справку на основании справок получателей средств бюджета путем суммирования показателей в графах 2-13 раздела 1. На основании сводных справок распорядителей средств и справок получателей средств бюджета главный распорядитель средств бюджета формирует консолидированную справку, суммируя данные граф 2-13 раздела 1.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя
(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)


В соответствии с Инструкцией N 5н он заполнялся и по бюджетной, и по предпринимательской деятельности. В соответствии с Инструкцией N 72н данная форма предназначена для заполнения исключительно по бюджетной деятельности. Показатели на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в отчете до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, произведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Как и прежде, отчет состоит из трех разделов:

1. Доходы бюджета.

2. Расходы бюджета.

3. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

В графе 4 всех разделов отражаются годовые объемы утвержденных бюджетных назначений согласно бюджетной росписи с учетом последующих изменений.

В графу 5 раздела 2 вносятся суммы полученных лимитов бюджетных обязательств в объеме годовых назначений с учетом последующих изменений.

Поскольку начисление доходов возложено на администраторов поступлений в бюджет, в отчете они заполняют раздел “Доходы“, отражая данные по кассовым и некассовым поступлениям и по средствам в пути.

Получатели средств бюджета раздел “Расходы“ формируют по кассовым расходам, исполненным через лицевые счета в ОФК, счета, открытые в подразделениях Банка России или кредитных организациях.

Как и раздел “Доходы“, раздел “Источники финансирования дефицитов бюджетов“ заполняет получатель средств бюджета, осуществляющий функции администратора источников финансирования дефицитов бюджетов РФ, с отражением в
нем объемов кассовых и некассовых поступлений и выбытий источников финансирования дефицитов бюджетов и средств в пути.

Формирование показателей месячного отчета аналогично квартальному с тем лишь различием, что получатели средств бюджета в разделе “Расходы бюджета“ отражают данные по кассовым расходам через счета, открытые в кредитных организациях, по некассовым операциям и средствам в пути.

Распорядитель средств бюджета составляет сводный отчет на основании представленных отчетов получателей средств бюджета. Главный распорядитель средств бюджета формирует консолидированный отчет на основании сводных отчетов распорядителей и отчетов получателей средств бюджета.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей
доход деятельности главного распорядителя (распорядителя),

получателя средств бюджета (ф. 0503137)


Как уже отмечалось, отчет формы 0503127 предназначен для заполнения исключительно по бюджетной деятельности, поэтому Инструкцией N 72н введена дополнительная форма 0503137 для отчета по внебюджетной деятельности учреждений, которую следует составлять ежеквартально: на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Этот отчет также состоит из трех разделов:

1. Доходы бюджета.

2. Расходы бюджета.

3. Источники финансирования дефицитов.

В разделе “Доходы“, в графах 5, 6, 7 соответственно, отражаются данные по кассовым поступлениям, исполненным через лицевые счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в органе, организующем исполнение бюджетов, через счета по приносящей доход деятельности в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, через средства в пути, а в разделе “Расходы“ - данные по исполненным кассовым расходам. В раздел “Источники финансирования дефицитов“ вносят данные по поступлениям и выбытиям источников финансирования дефицита, исполненным через вышеуказанные счета.

Главный распорядитель составляет консолидированный отчет на основании консолидированных отчетов, составленных и представленных распорядителями и получателями бюджетных средств.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.
0503121)


Данный отчет составляется получателями средств бюджета. В нем отражаются данные о финансовых результатах их деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Показатели указываются отдельно по видам деятельности без учета результатов заключительных операций при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.

Форма отчета, утвержденная Инструкций N 72н, по-прежнему состоит из трех разделов: “Доходы“, “Расходы“ и “Чистый операционный результат“, которые заполняются в разрезе бюджетной (графа 4) и приносящей доход деятельности (графа 5), и по средствам во временном распоряжении (графа 6).

Инструкция N 72н содержит подробные разъяснения о порядке заполнения этой формы.

Распорядители средств бюджета составляют консолидированный отчет на основании отчетов получателей средств бюджета путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчета и исключения взаимосвязанных показателей по операциям безвозмездной, безвозвратной передачи (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между распорядителем и получателем средств бюджета, в том числе в рамках расчетов по централизованному снабжению, а также расчетов между головным учреждением и обособленным подразделениям без права юридического лица.

В свою очередь, главный распорядитель средств бюджета составляет консолидированный отчет формы 0503121 на основании консолидированных отчетов форм 0503121 и 0503121, представленных соответственно распорядителями и получателями средств бюджета, путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчета и исключения взаимосвязанных показателей по операциям безвозмездной и безвозвратной передачи (получения) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между главным распорядителем и распорядителем (получателем) средств бюджета, в том числе в рамках расчетов по централизованному снабжению.

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Она формирует годовую отчетность учреждения, которая составляется главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета. В ее состав входят
таблицы и формы в разрезе следующих разделов:

Организационная структура.

Результаты деятельности.

Анализ отчета об исполнении бюджета
Анализ показателей финансовой отчетности.

Прочие вопросы.

В Инструкции N 72н дана привязка конкретных таблиц и форм к каждому разделу и приведены подробные разъяснения по их заполнению.

Сравнивая форму Пояснительной записки, утвержденную Инструкцией N 72н, и форму, направленную Письмом Минфина РФ от 24.10.2006 N 02-14-10а/2816, следует сказать, что она не претерпела существенных изменений. В некоторых формах Пояснительной записки состав информации расширен. Например, формы 0503168 “Сведения о движении нефинансовых активов“ и 0503173 “Сведения об изменении остатков валюты баланса“ дополнены новыми графами. Изменения коснулись содержания граф. Например, в форме 0503164 “Сведения об исполнении бюджета“ графа 3 ранее называлась “Назначено в соответствии с уточненной бюджетной росписью, руб.“. Эта же графа указанной формы, утвержденной Инструкцией N 72н, называется “Утвержденные бюджетные назначения“.

Однако Пояснительная записка в редакции Инструкции N 72н дополнена новыми формами, представляемыми как поквартально, так и за год:

- Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182);

- Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя средств бюджета (ф. 0503178).

Рассмотрим содержание новых форм, введенных Инструкцией N 72н.

Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0503182). В этой форме следует привести обобщенные за отчетный период данные о результатах кассового исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Формирование данных осуществляется путем их обобщения по кассовому исполнению по состоянию на отчетную дату:

- получателем средств бюджета - на основании показателей отчета формы 0503137;

- главным распорядителем (распорядителем) - на основании показателей консолидированного отчета формы 0503137.

Сведения об остатках денежных средств на
счетах получателя средств бюджета (ф. 0503178). Судя по названию - это информация получателя средств бюджета об остатках денежных средств по разделам приложения:

- в разделе 1 “Счета в кредитных организациях“ - по каждому банковскому счету, открытому в кредитных организациях, в том числе по средствам во временном распоряжении (далее - банковские счета);

- в разделе 2 “Счета в органе, организующем исполнение бюджета“ - по лицевым счетам, открытым в органе, организующем исполнение бюджетов, по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по средствам во временном распоряжении.

Причем данные об остатках денежных средств на банковских счетах субъекта бюджетной отчетности в иностранной валюте отражаются в рублевом эквиваленте по курсу, установленному ЦБ РФ на отчетную дату.

Показатели, отраженные в приложении формы 0503178, должны быть подтверждены регистрами бюджетного учета получателя средств бюджета.

Бюджетная отчетность при реорганизации или ликвидации
получателя средств бюджета


При реорганизации или ликвидации получателя средств бюджета бюджетная отчетность формируется и представляется на дату их проведения в следующем составе:

- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);

- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

- Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

- Пояснительная записка (ф. 0503160).

Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя
(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230)


Показатели баланса формы 0503230 отражаются раздельно по бюджетной, приносящей доход деятельности, средствам во временном распоряжении и итоговому показателю на начало года и дату реорганизации или ликвидации.

Инструкцией N 72н разъяснено содержание каждой строки баланса.

При этом следует соблюдать особенности заполнения некоторых этих форм.

Особенности формирования Справки по консолидируемым
расчетам (ф. 0503125)


При заполнении данной справки следует учитывать, что показатели по консолидируемым расчетам отражаются в ней раздельно в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации (ликвидации) учреждения и в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации (ликвидации).

Особенности формирования Справки по заключению счетов
бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
при реорганизации и ликвидации


Данная справка формируется реорганизуемым (ликвидируемым) учреждением на основании оборотов счетов бюджетного учета, перечисленных в пункте 44 Инструкции N 72н, сложившимся с 1 января отчетного финансового года на дату реорганизации (ликвидации) с учетом следующих особенностей:

- данные отражаются по номерам счетов с указанием показателей в разрезе бюджетной и приносящей доход деятельности;

- графы 6-13 раздела 1 не заполняются;

- раздел 2 справки формы 0503110 получателем средств бюджета не формируется.

Особенности заполнения Пояснительной записки (ф. 0503160)

В текстовой части нужно дополнительно раскрыть сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде, а также любую другую информацию, которая может быть существенной для главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, характеризующую показатели финансовой отчетности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

В свою очередь, главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета по ведомственной подчиненности реорганизуемого учреждения на основании утвержденной бюджетной отчетности реорганизуемого учреждения формирует в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) к сводному балансу формы 0503130 приложение по форме 0503173 об изменении валюты баланса на начало отчетного финансового года, за исключением реорганизации, проведенной внутри ведомственной структуры главного распорядителя средств бюджета.

А. Солнцева,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 1, январь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н.

*(2) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетной отчетности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.01.2005 N 5н.