В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Взаимодействие с трудовой инспекцией при проведении проверки

“Отдел кадров“, 2008, N 1


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ


В настоящей статье мы расскажем о том, что представляют собой проверки, проводимые в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении их деятельности, а в частности проверки, проводимые трудовой инспекцией, какие проверки бывают, как и кем они осуществляются, какими полномочиями обладают государственные инспекторы труда, к какой ответственности привлекаются проверяемые при выявлении нарушений действующего трудового законодательства, что необходимо знать лицам, в отношении которых ведется проверка, для защиты своих прав и законных интересов.

Понятие и виды проверок

Итак, проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой целенаправленное действие (действия) компетентного органа (или органов),
направленное на исследование деятельности таких лиц с целью выявления возможных нарушений действующего законодательства, при наличии на то законных оснований.

Различают комплексные, тематические и целевые проверки. При комплексной проверке проводится самый большой объем контрольных мероприятий и, как правило, совместно несколькими органами (прокуратурой, Пенсионным фондом, налоговыми органами и др.). Тематические проверки направлены на изучение отдельной сферы деятельности предприятия или конкретного правоотношения, например сферы налогообложения, сферы охраны труда, сферы соблюдения противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и правил и др. Целевая проверка проводится при наличии юридического факта, то есть конкретного жизненного обстоятельства, влекущего возникновение, изменение или прекращение правоотношений, например при подаче жалобы работника на нарушение его прав, расследовании несчастного случая на производстве.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться различные виды контрольных мероприятий, осуществление которых регламентируется разнообразными нормативными правовыми актами. Так, порядок организации налоговой проверки закреплен в ст. ст. 82 - 105 НК РФ, государственного и муниципального финансового контроля - в ст. ст. 265 - 273 Бюджетного кодекса РФ, валютного контроля - в ст. ст. 22 - 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства
о труде и охране труда


В качестве контролирующего органа за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, иными действующими правовыми актами.

Трудовая инспекция может проводить плановые и внеплановые проверки. Первые проводятся не более чем один раз в два года, вторые - в
строго определенных ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ (далее - Закон N 134-ФЗ) случаях:

- в порядке контроля исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений;

- при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

- при обращениях граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Права государственных инспекторов труда

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют следующие права:

- при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

- изымать в соответствии с действующим законодательством для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя
или его представителя и составлять соответствующий акт;

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Обязанности государственных инспекторов труда

Вместе с тем на государственных инспекторов труда налагается ряд ограничений, связанных с осуществлением их деятельности. Они не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции контролирующего органа, от имени которого действуют должностные лица;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются
объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Основание и сроки проверки,

проводимой государственной инспекцией труда


При проведении проверки государственный инспектор труда согласно ст. 7 Закона N 134-ФЗ должен иметь соответствующее распоряжение (приказ) о проведении мероприятий по контролю. В распоряжении указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю. Присвоение номера и датирование распоряжения предполагает ведение трудовой инспекцией регистрационного учета. Следовательно, при возникновении сомнений в наличии основания для проверки эти данные можно проверить через сам контролирующий орган, сделав туда соответствующий запрос;

- наименование органа федеральной инспекции труда, проводящего проверку;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю. Здесь следует обратить внимание на то, что Закон N 134-ФЗ требует указание именно фамилии, имени и отчества, а не фамилии и инициалов;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

- правовые основания совершаемого мероприятия, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проверке либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим данное мероприятие, руководителю или
иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

При этом следует отметить, что проверка может осуществляться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом проверки, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения таких мероприятий может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при проведении проверки


При проведении проверки для защиты своих прав и законных интересов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что они имеют право непосредственно присутствовать при ее проведении, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету, получать информацию о ее ходе и результатах, о проверяющем органе и проверяющих должностных лицах, знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц проверяющих органов, обжаловать их действия (бездействие) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.


Предмет проверки,

или На что обращает внимание трудовая инспекция


Для подготовки встречи с трудовыми инспекторами необходимо иметь представление о том, что является предметом проверки.

Прежде всего - это свидетельства о регистрации и уставы фирмы, в которых можно найти информацию об условиях труда.

Также тщательному исследованию подлежат трудовые договоры, потому как самым распространенным нарушением является их отсутствие. Вместе с тем необходимо помнить о том, что они должны оформляться в двух экземплярах, каждая страничка договора должна быть подписана как работодателем, так
и работником во избежание вероятности ссылаться в дальнейшем на то, что был подписан иной договор. Факт передачи второго экземпляра договора работнику желательно зафиксировать письменно в специально заведенном для этого журнале.

Содержание трудового договора также должно быть безупречным.

Во-первых, несмотря на то что права и обязанности работника закрепляются в должностной инструкции, их также необходимо перечислять в трудовом договоре.

Во-вторых, если для работника установлен испытательный срок, то нельзя уменьшать на этот период заработную плату, что будет противоречить трудовому законодательству. В ч. 3 ст. 70 ТК РФ сказано: в период испытания на работников распространяются положения федеральных законов, иных нормативных правовых актов, в том числе соглашений, коллективных договоров и других локальных актов. В связи с изложенным работники, проходящие испытание, не могут находиться в худшем положении, чем постоянные работники организации, выполняющие аналогичную работу. В частности, работникам в этот период не может быть установлена заработная плата ниже, чем другим сотрудникам при выполнении аналогичных трудовых обязанностей. Установление меньшей заработной платы следует признавать дискриминацией, так как в данном случае нарушается закрепленный в ст. 22 ТК РФ принцип равной оплаты труда равной ценности.

В-третьих, изменить условия трудового договора можно только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ). Лучше такие изменения оформить как дополнение к трудовому договору. Подпись работника на этом документе обязательна.

Согласие работника не требуется, если изменения трудового договора (например, зарплата, режим работы, за исключением трудовой функции) вызваны организационными или технологическими переменами в организации. В такой ситуации его необходимо письменно предупредить за два месяца до изменения договора. При отказе работника ему необходимо предложить другую работу по его квалификации. Если такой работы нет,
то вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу с учетом его квалификации и состояния здоровья (ст. 74 ТК РФ). Если и с этим работник не соглашается, то его можно уволить (п. 7 ст. 77 ТК РФ).

В-четвертых, продлевать срочный трудовой договор на тот же срок нельзя. После пролонгации он становится бессрочным (ст. 58 ТК РФ). Во избежание подобной ситуации с работником нужно заново заключить трудовой договор после расторжения предыдущего. При этом его необходимо предупредить об увольнении письменно не менее чем за три дня до окончания срока договора (ст. 79 ТК РФ).

Предметом проверки являются также трудовые книжки. Работодатель обязан оформить этот документ на каждого сотрудника, проработавшего свыше пяти дней, за исключением совместителей (ст. 66 ТК РФ). Кроме того, работодатель должен отмечать факт получения (при приеме на работу) и выдачи (при увольнении) трудовых книжек в журнале их учета.

Следующим документом для проверки являются правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), в которых должно отражаться следующее:

- порядок приема и увольнения работников;

- основные права, обязанности и ответственность работников и работодателя;

- режим работы (ст. ст. 91 и 100 ТК РФ);

- перерывы для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ);

- отпуска (ст. ст. 114 - 119 ТК РФ);

- дни выдачи заработной платы (не реже чем каждые полмесяца) (ст. 136 ТК РФ);

- поощрения за труд, не предусмотренные в Трудовом кодексе (ст. 191 ТК РФ).

В правилах внутреннего трудового распорядка можно установить и иные условия. Главное, чтобы они не ухудшали положение работника по сравнению с Трудовым кодексом и коллективным договором.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить с ними каждого работника под
роспись.

Предметом проверки также является выплачиваемая работникам заработная плата: она должна соответствовать законодательству и не ущемлять права отдельных работников. Чтобы проверить, как фирма выплачивает заработную плату, инспекторы смотрят платежные ведомости, кассу, чековую книжку.

Согласно ст. 136 ТК РФ она должна выплачиваться не реже двух раз в месяц. Каждому работнику должен выдаваться письменный расчет зарплаты, включающий информацию о ее составных частях, основаниях и размерах удержаний, а также об общей сумме, подлежащей выплате.

Для определения сроков расчетов при увольнении или отпуске трудовая инспекция обращает внимание на соответствующие приказы, лицевой счет, платежные документы. Рассчитать работника организация обязана в день увольнения, а при отпуске - за три дня до его начала (ст. ст. 136, 140 ТК РФ).

Каждая фирма обязана вести учет рабочего времени своих сотрудников. Для этого предусмотрен табель учета рабочего времени, в котором прежде всего необходимо правильно отражать сверхурочную работу (не больше четырех часов два дня подряд и 120 часов в год), которая согласно трудовому законодательству оплачивается:

- за первые два часа - не менее чем в полуторном размере;

- за последующие часы - не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).

Вместо повышенной оплаты работник может взять отгул не менее того времени, которое было отработано сверхурочно.

Выходные и праздничные дни оплачиваются в двойном размере. По желанию работника работодатель может предоставить ему для отдыха другой день. Тогда работа в праздничный или выходной день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается (ст. 153 ТК РФ).

Кадровики изучают также кадровые приказы (приказы о приеме на работу, о переводе, отпусках, увольнении, командировке, поощрении, дисциплинарных взысканиях, сверхурочных работах, отстранении от работы,
временном переводе из-за производственной необходимости и т.д.).

При этом необходимо правильно привлекать к дисциплинарной ответственности. Например, ст. 192 ТК РФ предусмотрены только три дисциплинарных взыскания: замечание, выговор, увольнение. Применять другие наказания (например, понизить в должности) работодатель не вправе. Также нельзя за один проступок назначить сразу несколько взысканий (ст. 193 ТК РФ).

Кроме вышеобозначенного, предметом проверки могут являться и иные документы, иные стороны деятельности организации в сфере трудовых отношений. Поэтому каждой фирме необходимо знать и соблюдать действующее трудовое законодательство.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

В случаях выявления нарушения трудового законодательства государственные инспекторы труда в зависимости от ситуации и вида нарушения, имеют право и обязаны в частности:

- привлекать правонарушителя к административной ответственности (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях);

- выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, об устранении нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

- направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении лиц к уголовной ответственности;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.

Так, если фирма нарушит сроки расчетов при увольнении или отпуске, то ей придется выплатить работнику зарплату с процентами в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ).

Но ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена не только Трудовым кодексом, но и административным и уголовным законодательством.

Виды правонарушений и размер штрафа представлены в таблице на с. 50 (статья Т.В. Шадриной “Обучение персонала охране труда“).


Е.Ю.Жарова
К. ю. н.,

эксперт журнала
“Отдел кадров“

Подписано в печать
24.06.2008