В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Воинский учет в организации (Окончание)

“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2009, N 5


ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ


(Окончание. Начало см. “Отдел кадров бюджетного учреждения“, N N 2 - 4, 2009)

Согласно п. 33 Положения о воинском учете <1> органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления осуществляют контроль за ведением организациями воинского учета. Порядок контроля, а также показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, определены Минобороны.

--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719.

В заключительной статье подробно рассмотрим порядок осуществления данного контроля, а также ответственность должностных лиц и организаций за нарушение установленного порядка ведения воинского учета.


Порядок осуществления контроля за ведением
организациями воинского
учета


В соответствии с п. 33 Положения органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты и органы местного самоуправления осуществляют контроль за ведением организациями воинского учета. Порядок его проведения установлен в Приложении 1 к Рекомендациям <2>. Так, в организациях с численностью работающих (учащихся) свыше 500 военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

--------------------------------
<2> Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г.

При проведении контроля определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество его осуществления, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ и Положения о воинском учете.

По результатам проверок выставляются оценки. Например, в целом организация осуществления воинского учета оценивается по двухбалльной шкале - “удовлетворительно“ или “неудовлетворительно“. Первая оценка выставляется, если:

- выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны и иными служебными документами обязанности по организации воинского учета;

- документы, необходимые для осуществления воинского учета, разработаны в полном объеме и качественно;

- спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%;

- проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.

Если указанные выше требования не выполнены,
ставится оценка “неудовлетворительно“.

По пятибалльной шкале оцениваются полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан из числа призывников и пребывающих в запасе, а также качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе. Результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в организациях (по форме, приведенной ниже). Отметим, что данный журнал должен быть зарегистрирован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации (военного комиссара, органа местного самоуправления).

Журнал
проверок осуществления воинского учета и бронирования
граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил
Российской Федерации


__________________________________________________________________
(наименование военного комиссариата)
__________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)

ГОУ СОШ N 84
------------------------------------------------------------------
(наименование организации)

Дата
проверки Должность,

фамилия и
инициалы
проверяющего Результаты
проверки, основные
недостатки и выводы
(оценка за качество
осуществления
воинского учета) Решение руководителя
организации по
результатам проверки.

Отметка об устранении
выявленных недостатков
1 2 3 4
15.04.2009 Заместитель
начальника
2-го отдела
Котов А.Н. Организация
осуществления
воинского учета:

оценка
“удовлетворительно“
Полнота и
достоверность
сведений,

содержащихся в
личных карточках
призывников и
граждан,

пребывающих в
запасе, - сведения
в 3% личных
карточек частично
не соответствуют
сведениям,

содержащимся в
документах
воинского учета
соответствующих
военных
комиссариатов:

оценка “хорошо“.

Рекомендации: до
30.04.2009
представить в
военный комиссариат
актуальные сведения
о работающих
гражданах из числа
призывников и
гражданах,

пребывающих в
запасе Представить в
соответствующие
военные комиссариаты
необходимые сведения,

содержащиеся в личных
карточках работников
из числа призывников и
граждан, пребывающих в
запасе. Срок
исполнения -
30.04.2009
Качество
осуществления
воинского учета
призывников и
граждан,

пребывающих в
запасе: оценка
“хорошо“

Примечание. Графы 1 - 3 журнала заполняются проверяющим. Графа 4 заполняется руководителем организации.

О выявленных серьезных недостатках в ведении воинского учета военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и в вышестоящий орган, которому подведомственна допустившая недочеты организация.

О принятых мерах по устранению нарушений осуществления воинского учета и бронирования граждан, указанных проверяющим, необходимо сообщить в военный комиссариат путем направления письменного извещения, зарегистрированного в установленном порядке и подписанного руководителем организации.

Проведение сверки сведений

В соответствии с пп. “д“ п. 32 Положения работники, ответственные за ведение воинского учета в организации, должны не реже раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов
местного самоуправления (в поселениях, где нет военных комиссариатов). Порядок проведения сверки установлен Приложением 12 к Рекомендациям. В частности, указано, что дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, - органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разд. I личной карточки работника, а именно: фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; образование; должность (профессия); семейное положение и состав семьи; состояние здоровья; основные антропометрические данные; прохождение военных сборов; адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов. До начала сверки эти данные уточняются по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.

Затем работник организации, ответственный за ведение воинского учета, делает простым карандашом отметку о проведении сверки в п. 6 “Наименование военного комиссариата по месту жительства“ разд. II “Сведения о воинском учете“ личной карточки: указывается дата сверки и ставится подпись (например, “11.05.2008, Иванова“).

Следует помнить, что для сверки учетных сведений личных карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, направляются списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных разд. II личной карточки.

Угловой штамп организации Военному комиссару (руководителю)
(образовательного учреждения) Можайского района ЗАО г. Москвы
------------------------------------
(наименование военного комиссариата,

подполковнику О.Е. Вениаминову
------------------------------------
органа местного самоуправления)

Список
граждан, пребывающих в запасе, работающих в

ГОУ СОШ N 84
---------------------------------------------------------------------------
(наименование организации)
для сверки учетных сведений о воинском учете,

содержащихся в личных карточках

г. Москва, ул. Выборгская, д. 4
Адрес организации: --------------------------------------------------------

Инспектор отдела кадров 265-83-96 О. Пикина
Ответственный за ВУР: ----------------------- --------- -------------------
(должность) (телефон) (инициал имени,

фамилия)

N
п/п Фамилия,

имя,

отчество Воинское
звание Категория
запаса Состав
(профиль) Полное
кодовое
обозначение
ВУС Категория
годности
к военной
службе Состоит на
воинском
учете:

общий
(номер
команды,

партии),

спец. учет Дата и
место
рождения Образование Место
жительства
(место
пребывания) Семейное
положение Структурное
подразделение
организации,

должность
(профессия)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Бердников
Валентин
Георгиевич Рядовой I Солдаты 132474 А Общий 15.05.1976,

г. Москва Среднее
специальное г. Москва,

ул. Трубная
д. 25, кв. 54 Женат Учитель труда
2 Соколов
Александр
Викторович Лейтенант I Младшие
офицеры 020431 А Общий 23.01.1982,

г. Владимир Высшее г. Москва,

ул. Гарибальди,

д. 28, кв. 5 Женат Учитель
начальных
классов
3 Яшин Олег
Леонидович Лейтенант I Младшие

офицеры 124739 А Специальный 07.09.1980,

г. Москва Высшее г. Москва,

ул. Горчакова,

д. 89, кв. 31 Холост Учитель
физкультуры
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Директор Коваленко М. Коваленко
Руководитель организации ----------- ------------ --------------------
(образовательного учреждения) (должность) (подпись) (инициал имени,

фамилия)

Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. В этом случае отметка в п. 6 о проведении сверки должна содержать дату, исходящий номер списка и подпись (например, “21.05.2001, N 315, Иванова“).

По окончании сверки всех личных карточек работник, осуществляющий воинский учет в военном комиссариате, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, - работник, осуществляющий воинский учет в органе местного самоуправления, производит запись в журнале проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Ответственность должностных лиц за неисполнение
обязанностей по воинскому учету


Согласно п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, КоАП РФ предусмотрена ответственность за несколько видов нарушений правил ведения воинского учета. Рассмотрим их более подробно.

Статьей 21.1 КоАП РФ установлено, что непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. Напомним, согласно пп. “в“ п. 32 Положения работники, осуществляющие воинский учет в организации, должны представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, согласно ст. 21.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб.

Подпунктом “а“ п. 32 Положения установлено, что работники, ведущие воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). Несообщение таких сведений влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Следует помнить, что одними из обязанностей работников, ответственных за ведение воинского учета в организации, являются оповещение граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечение возможности своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пп. “ж“ п. 32 Положения). За неисполнение данной обязанности, а именно за неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно за необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, установлено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Ответственность граждан за неисполнение
обязанностей по воинскому учету


Работники, ответственные за воинский учет, обязаны разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. “в“ п. 30 Положения). В частности, необходимо разъяснить, что в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования, влекут предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Кроме указанного, ст. 21.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Статья 21.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату. Совершение указанного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. Ответственность за совершение правонарушения может нести как гражданин, подлежащий воинскому учету, так и работник организации, ответственный за работу с данными документами.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, рассматривают военные комиссары субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.


Воинский учет
в отдельных государственных органах и учреждениях


Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом Положением применительно к организациям (п. 35).

Согласно п. 16 Положения указанные военнообязанные состоят на специальном воинском учете. Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный граждан, поступивших на службу в эти органы или учреждения на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производятся в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания граждан по мотивированному ходатайству указанных органов и учреждений, направляемому с приложением именных списков (абз. 2 п. 35 Положения). При увольнении граждан со службы сотрудники органов и учреждений, ответственные за ведение воинского учета, извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения (абз. 2 п. 36 Положения).

Кроме этого, руководители перечисленных органов и учреждений должны представлять ежегодно до 1 октября в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов.

Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил РФ и военные комиссариаты (п. 38 Положения).

И.А.Маркелова
Эксперт журнала
“Отдел кадров
бюджетного учреждения“

Подписано в печать
05.05.2009