Расчетно-нормативные затраты
“Бюджетный учет“, 2010, N 3
РАСЧЕТНО-НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ
Недавно были утверждены Методические рекомендации по расчету затрат на оказание государственных услуг или выполнение работ федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями, а также затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений. Рассмотрим основные моменты.
В соответствии с поручением Правительства РФ, данным в Постановлении от 29 декабря 2008 г. N 1065 “О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями“ (далее - Порядок), Минфин России Приказом от 22 октября 2009 г. N 105н утвердил Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - Методические рекомендации).
Методическими рекомендациями установлено, что Порядок определения расчетно-нормативных затрат утверждается федеральным органом исполнительной власти после согласования с Минфином России и Минэкономразвития России для каждой государственной услуги или вида работ, включенных в перечень государственных услуг (работ). Может утверждаться и единый порядок расчета затрат по всем государственным услугам и работам, оказываемым данным госорганом и подведомственными ему учреждениями.
В перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральным органом исполнительной власти, включаются государственные услуги (работы), в отношении которых утверждены административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг (работ)).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения при определении показателей бюджетной сметы этого учреждения.
Расчетно-нормативные затраты - это затраты, определенные для конкретного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного бюджетного учреждения) расчетным путем в соответствии с порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества бюджетных учреждений.
Расчетно-нормативные затраты на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативные затраты на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений используются для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, который рассчитывается по следующей формуле:
i j
Ргз = SUMРгу + SUMРр + Ри,
i j
где Ргз - объем финансового обеспечения выполнения государственного задания;
i
Ргу - расчетно-нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги;
j
Рр - расчетно-нормативные затраты на выполнение j-го вида работ;
Ри - расчетно-нормативные затраты на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения.
Исходные данные и результаты расчетов объема расчетно-нормативных затрат на очередной финансовый год и на плановый период, не превышающие объем бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на соответствующие цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета (бюджетной росписью главного распорядителя средств федерального бюджета) на соответствующий финансовый год и плановый период, представляются по форме согласно Приложению N 1 к Методическим рекомендациям.
Расчетно-нормативные затраты на оказание государственной услуги
Такие затраты на соответствующий финансовый год определяются по формуле:
i i i
Ргу = N x K ,
i
где Ргу - расчетно-нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги;
i
N - норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги федерального органа исполнительной власти и (или) федерального государственного бюджетного учреждения на соответствующий финансовый год;
i
K - объем (количество единиц) оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году.
А норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги федерального органа исполнительной власти и (или) бюджетного учреждения на соответствующий финансовый год определяется по формуле:
i
N = Nот + Nрм + Nси + Nон,
где Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов;
Nси - норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества, определяемых в соответствии с разд. III Методических рекомендаций);
Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.
Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда
Этот норматив включает в себя норматив затрат на оплату труда и начисления, определяемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“. При расчете норматива затрат на оплату труда и начислений учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается).
Норматив затрат на приобретение расходных материалов
Он включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги. В целях определения норматива затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания государственной услуги, данные материалы могут выделяться по видам, типам материалов.
Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества
Его рекомендуется определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание соответствующей государственной услуги в расчете на ее единицу, затрат на содержание движимого имущества с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
Указанный норматив затрат может включать в себя:
- норматив затрат на холодное водоснабжение и водоотведение;
- норматив затрат на горячее водоснабжение;
- норматив затрат на отопление;
- норматив затрат на электроснабжение;
- норматив затрат на содержание движимого имущества (в том числе затраты на техническое обслуживание, затраты на приобретение расходных материалов, не отнесенные к нормативу затрат на приобретение расходных материалов, потребление иных ресурсов в случае существенной величины данных затрат в общем объеме затрат на потребление электрической энергии, водоснабжения и других ресурсов, затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, другие затраты по решению главного распорядителя средств федерального бюджета).
Норматив затрат на общехозяйственные нужды
Этот норматив может включать в себя:
- норматив затрат на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь);
- норматив затрат на приобретение транспортных услуг;
- норматив затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т.п. персонала;
- прочие нормативы затрат, влияющие на стоимость оказания государственной услуги (в том числе нормативы затрат, имеющие отраслевой характер).
По решению федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) некоторые наиболее существенные нормативы затрат (например, на связь, транспорт) могут быть выделены в отдельные нормативы.
Методы расчета норматива
Для расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги могут использоваться следующие методы:
- нормативный;
- структурный;
- экспертный.
Структурный метод используется в случае невозможности использования нормативного метода, экспертный метод - в случае невозможности использования нормативного или структурного метода.
Расчет норматива затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда проводится нормативным методом.
При применении нормативного метода расчет норматива затрат на оказание единицы государственной услуги проводится следующим образом:
- норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитывается как произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги, и количества единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги;
- норматив затрат на приобретение расходных материалов рассчитывается как произведение стоимости расходных материалов и их количества, необходимого для оказания единицы государственной услуги;
- норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальных услуги размера тарифа коммунальных услуг, установленного на соответствующий финансовый год;
- норматив затрат на общехозяйственные нужды рассчитывается как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг и их количества, необходимого для оказания единицы государственной услуги.
При применении структурного метода определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги осуществляется путем распределения расходов на обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти (бюджетного учреждения) (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества) по видам затрат (затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные услуги и затраты, связанные с использованием имущества, затраты на общехозяйственные нужды) в отчетном (текущем) финансовом году между государственными услугами, оказываемыми федеральным органом исполнительной власти (бюджетным учреждением) в соответствующем финансовом году пропорционально затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда по каждой государственной услуге.
Результаты расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги, проведенного структурным методом, рекомендуется представлять в виде таблицы по форме согласно Приложению N 2 к Методическим рекомендациям.
Затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, затраты на общехозяйственные нужды распределяются между государственными услугами пропорционально (в том числе с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.
Определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги экспертным методом осуществляется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти (бюджетного учреждения) (за исключением условно-постоянных затрат на содержание имущества). Из общих расходов на обеспечение деятельности учреждения (органа исполнительной власти) также могут быть исключены расходы на текущий ремонт и закупку оборудования. При этом рекомендуется распределять затраты на четыре вида затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, затраты на расходные материалы, затраты на коммунальные услуги и использование имущества, затраты на общехозяйственные нужды.
Вместе с тем по решению федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) нормативы затрат на оказание единицы государственной услуги могут определяться:
- отдельно по каждому бюджетному учреждению (территориальному органу федерального органа исполнительной власти);
- по группе бюджетных учреждений (территориальных органов федерального органа исполнительной власти);
- с использованием корректирующих коэффициентов.
При использовании средних значений по группе бюджетных учреждений норматив затрат на оказание единицы государственной услуги бюджетного учреждения на очередной финансовый год рассчитывается как отношение суммы нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по всем бюджетным учреждениям, входящим в группу, и количества бюджетных учреждений, входящих в группу.
А при использовании корректирующих коэффициентов определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги бюджетного учреждения осуществляется путем умножения среднего значения норматива затрат на оказание единицы государственной услуги (по группе бюджетных учреждений, территориальных органов федерального органа исполнительной власти или в целом по бюджетным учреждениям, территориальным органам федерального органа исполнительной власти) на корректирующие (понижающие или повышающие) коэффициенты, учитывающие особенности бюджетных учреждений (территориальных органов федерального органа исполнительной власти) (например, место нахождения, статус муниципального образования, на территории которого расположено бюджетное учреждение, его обеспеченность инженерной инфраструктурой, вид бюджетного учреждения, категорийность по качеству оказываемых государственных услуг и другие критерии). При этом необходимо указывать виды применяемых коэффициентов и способы их расчета.
При определении норматива затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями государственной услуги (выполнение работы) на первый и второй год планового периода в расчетах необходимо использовать корректирующие коэффициенты на соответствующий финансовый год.
Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества
Для расчета расчетно-нормативных затрат на содержание имущества бюджетного учреждения необходимо определить:
- перечень видов затрат, учитываемых при расчете расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений;
- формулу для расчета расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений;
- формулы для определения объемов затрат по каждому из видов затрат.
Эти затраты планируют с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения и рассчитываются по следующей формуле:
Ри = Рни + Рди + Рнал,
где Рни - расчетно-нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также недвижимого имущества, находящегося у федеральных государственных бюджетных учреждений на основе договоров аренды или безвозмездного пользования;
Рди - затраты на содержание объектов движимого имущества;
Рнал - уплата налога на имущество и земельного налога.
При этом расчетно-нормативные затраты на содержание движимого имущества бюджетного учреждения учитываются частично, недвижимого имущества - согласно пропорциям. Остальная часть расчетно-нормативных затрат на содержание движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения должна быть учтена в составе расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В составе расчетно-нормативных затрат на содержание недвижимого имущества (зданий, помещений, сооружений) выделяются расчетно-нормативные затраты на:
- холодное водоснабжение и водоотведение;
- горячее водоснабжение;
- потребление тепловой энергии;
- потребление электрической энергии;
- эксплуатацию систем охранной сигнализации;
- обеспечение пожарной безопасности;
- проведение текущего ремонта;
- аренду недвижимого имущества в соответствии с договором аренды;
- содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами.
Расчетно-нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение рекомендуется определять исходя из тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение и объемов потребления холодной воды и водоотведения бюджетным учреждением по следующей формуле:
Nхв, вод = Тхв x Vхв x 0,3 + Твод x Vвод x 0,3,
где Nхв, вод - расчетно-нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
Тхв - тариф на холодное водоснабжение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
Vхв - объем потребления бюджетным учреждением холодной воды (в куб. м) в отчетном финансовом году;
Твод - тариф на водоотведение, установленный в муниципальном образовании на соответствующий финансовый год;
Vвод - объем водоотведения в отчетном финансовом году;
0,3 - доля затрат на холодное водоснабжение и водоотведение в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества бюджетного учреждения.
Расчетно-нормативные затраты на горячее водоснабжение, потребление тепловой и электрической энергии, рекомендуется определять исходя из тарифов на горячее водоснабжение, тепловую и электрическую энергию и общих объемов потребления горячей воды, тепловой и электрической энергии бюджетным учреждением по следующей формуле (отдельно по каждому виду затрат):
N = T + V + k,
где N - расчетно-нормативные затраты на горячее водоснабжение, тепловую и электрическую энергию;
T - тариф на горячее водоснабжение, тепловую и электрическую энергию, установленный в муниципальном образовании на соответствующий год;
V - объем потребления бюджетным учреждением горячей воды (в куб. м), тепловой энергии (в Гкал), электрической энергии (кВт.ч, мВт) в отчетном финансовом году;
k - доля затрат на горячее водоснабжение (к = 0,3), тепловую энергию (к = 0,5), электрическую энергию (к = 0,3) в общей сумме затрат, связанных с содержанием недвижимого имущества бюджетного учреждения.
Расчетно-нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы обеспечивать покрытие затрат, связанных с функционированием установленных в бюджетном учреждении систем охранной сигнализации.
Расчетно-нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации рекомендуется устанавливать равными расходам бюджетного учреждения на оплату систем охранной сигнализации в отчетном финансовом году, скорректированным на индекс-дефлятор:
Nос = Zос x i,
где Nос - расчетно-нормативные затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации;
Zос - затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации в бюджетном учреждении в отчетном финансовом году;
i - индекс-дефлятор.
Расчетно-нормативные затраты на обеспечение пожарной безопасности рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат на эксплуатацию, обслуживание, технический уход, возобновление имеющихся у бюджетного учреждения средств и систем пожарной безопасности (системы пожарной сигнализации, первичных средств пожаротушения и т.п.) равными расходам бюджетного учреждения на обеспечение пожарной безопасности в отчетном финансовом году.
Расчетно-нормативные затраты на проведение текущего ремонта недвижимого имущества бюджетного учреждения рекомендуется устанавливать исходя из нормы его проведения один раз в три года в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р), утвержденными Приказом Госкомархитектуры России от 23 ноября 1988 г. N 312 и определять по формуле:
Nтр = kком x n x Cтр x S,
где Nтр - расчетно-нормативные затраты на проведение текущего ремонта бюджетного учреждения;
kком - коэффициент, учитывающий долю стоимости технических коммуникаций в общем объеме стоимости здания;
n = 0,33 - коэффициент, учитывающий норму проведения текущего ремонта зданий;
Cтр - средняя стоимость текущего ремонта 1 кв. м площади зданий, сложившаяся в регионе;
S - общая площадь зданий (кв. м).
Расчетно-нормативные затраты на содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в соответствии с утвержденными санитарными нормами и правилами рекомендуется устанавливать исходя из необходимости покрытия затрат, произведенных бюджетным учреждением в отчетном финансовом году, по следующей формуле:
Nэз = Zээ x i,
где Nэз - норматив затрат на содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш;
Zээ - затраты на содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега с крыш, в отчетном финансовом году;
i - индекс-дефлятор.
Расчетно-нормативные затраты на содержание недвижимого имущества бюджетного учреждения определяются как сумма расчетно-нормативных затрат на холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение, потребление тепловой и электрической энергии, эксплуатацию систем охранной сигнализации, обеспечение пожарной безопасности, проведение текущего ремонта недвижимого имущества, содержание прилегающей территории.
Для определения расчетно-нормативных затрат на содержание объектов движимого имущества федерального государственного бюджетного учреждения данное имущество может подразделяться по видам (например, копировально-множительная техника, офисная мебель и другие виды движимого имущества). Для каждого вида движимого имущества устанавливается перечень необходимых затрат на его содержание, среди которых выделяются:
- расходы на техническое обслуживание (в том числе транспортных средств);
- расходы на приобретение расходных материалов, не отнесенные к расходам на оказание государственной услуги;
- расходы на проведение текущего ремонта (обслуживания) объектов движимого имущества;
- расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- другие расходы по решению главного распорядителя средств федерального бюджета.
А.А.Комлева
Редактор-эксперт
журнала “Бюджетный учет“
Подписано в печать
25.02.2010
Редактор-эксперт
журнала “Бюджетный учет“
Подписано в печать
25.02.2010