В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Мобилизационные расходы

“Бюджетный учет“, 2010, N 3


Мобилизационные расходы

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, установлен Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3 от 2 декабря 2002 г. В соответствии с п. 3.4 данного Положения организации подготавливают по установленным формам План проведения работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (форма N 4), Смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации, в
разрезе статей затрат по перечню работ по мобилизационной подготовке, предусмотренных Законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации“ (форма N 5). В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ). Такие затраты учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы на содержание мощностей и объектов для выполнения мобилизационного плана, и при условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета (Письмо Минфина России от 21 января 2010 г. N 03-03-06/1/13).


ЕНВД с услуг общественного питания


Минфин России в Письме от 25 января 2010 г. N 03-11-06/3/8 пояснил, может ли муниципальный контракт, в котором закреплена часть площади столовой, являться основанием для исчисления ЕНВД с закрепленной площади. Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, которые являются неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и оказываются непосредственно этими учреждениями, на уплату ЕНВД не переводятся (пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Исчисление ЕНВД при оказании услуг общественного питания через объекты организации общественного
питания, имеющие залы обслуживания посетителей, производится с использованием физического показателя базовой доходности “площадь зала обслуживания (в квадратных метрах)“ (ст. 346.29 НК РФ). Площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 Н К РФ). Если данные технического паспорта не соответствуют данным фактического использования помещения как объекта, предназначенного для организации общественного питания, то в этом случае следует произвести государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование и др. изменения) в целях выявления произошедших после первичного государственного технического учета изменений. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. Налогоплательщику следует рассчитывать и уплачивать ЕНВД для отдельных видов деятельности исходя из фактической величины физического показателя. Если в течение налогового периода произошло изменение величины физического показателя базовой доходности, то при исчислении суммы ЕНВД налогоплательщик учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно произошло (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).

Если не сдана форменная одежда

Минфин России в Письме от 18 января 2010 г. N 03-03-06/1/8 пояснил, вправе ли учреждение считать остаточную стоимость форменной одежды и денежные средства, выданные под отчет, безнадежным долгом на том основании, что обязательства были прекращены вследствие невозможности их исполнения из-за смерти работника. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также
долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Для налогообложения прибыли долг гражданина признается нереальным к взысканию по причине смерти должника, за исключением случаев, когда обязательство передается наследникам в порядке правопреемства. При этом стоимость форменной одежды, выданной работнику, единовременно учтенной в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и не возвращенной после смерти последнего, во избежание повторного включения указанных затрат в состав расходов (п. 5 ст. 252 НК РФ) не может быть признана безнадежным долгом и отнесена к внереализационным расходам.

Представление документов на черновиках

Минфин России в Письме от 1 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-35 рассмотрел вопрос о представлении документов на черновиках при проведении налоговой проверки. В соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Установленными формами документов предусматривается отражение в них только той информации, которая необходима для целей налогового контроля. Требуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). В соответствии с п. 4
Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 477, копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа в соответствии с п. 3.2 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. N 76, признается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Аналогичные определения документа и копии документа закреплены в п. п. 2.1.29 и 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения“, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. N 28. Состав реквизитов документов и требования к их оформлению установлены п. п. 2 и 3 ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов“, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст. Пунктом 3.27 указанного ГОСТа установлено, что на оборотной стороне последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об исполнителе этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона).

Налогообложение компенсаций

Сумма денежных средств, выплачиваемая организацией бывшему работнику на основании мирового соглашения, облагается НДФЛ. Оснований для освобождения от НДФЛ по ст. 217 Налогового кодекса нет (Письмо Минфина России от 3 февраля 2010 г. N 03-04-06/7-9).

Зачет налогов

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления по решению налогового органа. Решение должно быть принято в течение 10 дней со дня
получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). При отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам налоговый орган не вправе самостоятельно (без заявления налогоплательщика) проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. Если переплата по одному налогу была подтверждена актом сверки на первое число месяца, а заявление о зачете излишне уплаченной суммы этого налога в счет предстоящих платежей по другому налогу подано предприятием в последний день установленного срока уплаты налога (до возникновения недоимки по этому налогу), то налоговый орган не нарушил установленный срок (в течение 10 дней) для принятия решения о зачете сумм излишне уплаченного одного налога в счет уплаты другого налога. Кроме того, Налоговым кодексом не предусмотрен пересчет сумм пеней, начисленных до момента принятия налоговым органом решения о зачете (Письмо Минфина России от 12 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-62).


НДС с курортных услуг

Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не облагаются НДС согласно пп. 18 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса. Это же правило относится к услугам по профилактическому лечению и сестринскому уходу, включенным в стоимость путевок (курсовок) (Письмо Минфина России от 4 февраля 2010 г. N 03-07-11/18).


Сроки налогового контроля

Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку (п. 1 ст. 101
НК РФ). Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Налогового кодекса (15 дней). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (Письмо Минфина России от 9 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-51).

Подтверждение расходов на электронный авиабилет

При приобретении работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж, подтверждающими документами являются:

в части произведенных расходов по оплате:

- чек контрольно-кассовой техники;

- слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;

- подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;

- или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности;

в части факта произведенной перевозки:

- распечатка электронного документа - электронной маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Учреждение может учесть в составе расходов на оплату труда расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно при наличии указанных документов (п. 7 ст. 255 НК РФ). Об этом сказано в Письмах Минфина России от 18 января 2010 г. N 03-03-07/2, от 5
февраля 2010 г. N 03-03-07/4.

Налогообложение утерянных билетов

В качестве документа, подтверждающего расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, по общему правилу выступает подлинник проездного документа. Учитывая то, что п. 1 ст. 252 Налогового кодекса допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, Минфин России считает, что в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки (какие документы являются подтверждающими для электронных билетов, см. выше) (Письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. N 03-03-05/18).

НДФЛ с артистов

Учреждение, оплачивающее проезд и проживание артистов-исполнителей (действующих в статусе индивидуального предпринимателя), признается налоговым агентом в отношении таких доходов физических лиц, полученных ими в натуральной форме, в том числе и в случае, когда между физическим лицом и учреждением нет договорных отношений.

Соответственно, на учреждение как на налогового агента при оплате за физических лиц проезда и проживания в связи с проведением концертных мероприятий возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, а в случае невозможности удержания налога - обязанность письменно сообщить об этом в налоговый орган.

Также налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц в этом налоговом периоде и суммах начисленных и удержанных в
этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ) (Письмо Минфина России от 2 февраля 2010 г. N 03-04-06/3-7).

Новое в гостайне

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 утверждена новая Инструкция о допуске должностных лиц и граждан России к гостайне. В отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу или на военные сборы, решение о допуске принимается военным комиссаром. Определено, как оформляется допуск руководителям госорганов, а также организаций. Как и прежде, для допуска по третьей форме (секретные сведения) не требуется проверки органов безопасности. В то же время расширен перечень лиц, на которых указанное правило не распространяется. Это не только руководители органов и организаций, но и работники структурных подразделений по защите гостайны, а также лица, исполняющие функции данных подразделений. Без проведения проверки к гостайне допускаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения своих полномочий, а также адвокаты, выступающие в качестве защитников по делам, связанным с гостайной. Номенклатура должностей, при назначении на которые оформляется допуск, разрабатывается режимно-секретным подразделением и хранится там. Закреплены особенности оформления допуска при работе по совместительству. Расширен перечень оснований для переоформления допуска. Уточнено, что переоформляется допуск не только по первой (сведения особой важности) и второй (совершенно секретные сведения) формам, но и по третьей (если проверка органов безопасности обязательна). Установлены новые формы учетной документации, необходимой для предоставления допуска.

Постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г. Допуск к гостайне, оформленный ранее этой даты, действителен до окончания срока
действия.


НДФЛ прошлого периода


Минфин России в Письме от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12 разъяснил вопросы удержания налоговым агентом в текущем налоговом периоде НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в прошедшем налоговом периоде. На основании п. 5 ст. 226 Налогового кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивался доход физическому лицу, и письменного сообщения налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм НДФЛ не установлена.



Подписано в печать

25.02.2010