В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Изучаем Положение о проведении строительного контроля

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 9

Изучаем Положение о проведении строительного контроля

Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля <1>. Не стоит терять время тем, кого могут проверить, - бюджетным учреждениям - получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.

--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением от 21.06.2010 N 468 “О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства“.

Что представляет собой строительный контроль?

Ответ на этот вопрос дан
в первоисточнике - Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).

Свое определение строительного контроля Минрегион России дает в Письме от 30.04.2010 N 17906-ИП/08: это контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта. Строительный контроль не может быть проведен после выполнения других работ, а устранение недостатков по его результатам не может быть осуществлено без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. Становится ясна важность и актуальность Положения о проведении строительного контроля, которое следует применять с учетом других актов, регламентирующих порядок подобного контроля (Свод правил СП 11-110-99 “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений“, одобренный Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, или СНиП 12-01-2004 “Организация строительства“, одобренные Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70).

Что контролирует заказчик, а что - подрядчик?

Участники строительства (подрядчик и заказчик) имеют разные права и обязанности. Поэтому в Положении о проведении строительного контроля установлены отдельные перечни процедур проверки: для подрядчика и для заказчика. В целях наглядности приведем действия участников строительства в сравнительной таблице.

---------------------------------------------------------------------------
Строительный контроль объектов
--------------------------------------T------------------------------------
Со стороны подрядчика ¦ Со стороны заказчика
--------------------------------------+------------------------------------
Проверка качества строительных ¦Проверка полноты и соблюдения
материалов, изделий, конструкций ¦сроков выполнения подрядчиком
и оборудования, поставленных для ¦входного контроля и достоверности
строительства объекта капитального ¦документирования его результатов.

строительства (далее соответственно -¦Проверка соблюдения подрядчиком
продукция, входной контроль). ¦правил складирования и хранения
Проверка соблюдения установленных ¦продукции и достоверности
норм и правил складирования и ¦документирования результатов
хранения продукции. ¦контроля.

Проверка соблюдения ¦Проверка полноты и соблюдения
последовательности и состава ¦сроков выполнения подрядчиком
технологических операций при ¦контроля последовательности и
строительстве объекта капитального ¦состава операций по строительству
строительства. ¦объектов и достоверности
Совместное с заказчиком ¦документирования его результатов.

освидетельствование работ, ¦Совместное с подрядчиком
скрываемых последующими работами, ¦освидетельствование скрытых работ
и промежуточная приемка возведенных ¦и промежуточная приемка возведенных
строительных конструкций, влияющих на¦строительных конструкций, влияющих
безопасность объекта капитального ¦на безопасность объекта
строительства, участков сетей ¦капитального строительства,

инженерно-технического обеспечения. ¦участков сетей инженерно-
Приемка законченных видов (этапов) ¦технического обеспечения.

работ. ¦Совместная с подрядчиком проверка
Совместная с заказчиком проверка ¦соответствия законченного
соответствия законченного ¦строительством объекта требованиям
строительством объекта требованиям ¦проектной и рабочей документации,

проектной и подготовленной на ее ¦результатам инженерных изысканий,

основе рабочей документации, ¦нормам градостроительного плана
результатам инженерных изысканий, ¦земельного участка, техническим
требованиям градостроительного плана
¦регламентам.

земельного участка, технических ¦Иные мероприятия для осуществления
регламентов ¦строительного контроля,

¦предусмотренные законодательством
¦или заключенным договором
--------------------------------------+------------------------------------

Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.

Отдельные процедуры строительного контроля

Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.

Контроль операций
по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:

- соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

- соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.

Как оформляются результаты контроля?

Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа - акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.

Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля

В связи с тем что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном Приложении приведены Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства
исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к Нормативам. Их два - по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.

---------------------------¬
¦ Нормативы расходов ¦
---------+заказчика на осуществление+-------¬
¦ ¦ строительного контроля ¦ ¦
¦ L--------------------------- ¦
---------------+--------------¬ ---------------+--------------¬
¦ По расходам заказчика ¦ ¦ По численности работников ¦
¦ на осуществление контроля ¦ ¦ заказчика, занятых контролем¦
L-------------------T---------- L----------T-------------------
¦ ---------------------------¬ ¦
L---+ Зависят от стоимости +----
¦ строительства объектов ¦
---------+-----T---------------T----+---------¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
-------------------------T--------------------------T----------------------
В процентах от стоимости¦ В млн руб. ¦По количеству человек
-------------------------+--------------------------+----------------------
2,14 ¦ До 30 ¦ 2
1,93 ¦ От 30 до 50 ¦ 3
1,81 ¦ От 50 до 70 ¦ 4
1,72 ¦ От 70 до 90 ¦ 5
1,61 ¦ От 90 до 125 ¦ 6
1,56 ¦ От 125 до 150 ¦ 7
1,47 ¦ От 150 до 200 ¦ 9
1,36 ¦ От 200 до 300 ¦ 12
1,28 ¦ От 300 до 400 ¦ 15
1,23 ¦ От 400 до 500 ¦ 18
1,18 ¦ От 500 до 600 ¦ 21
1,13 ¦ От 600 до 750 ¦ 25
1,09 ¦ От 750 до 900 ¦ 28
-------------------------+--------------------------+----------------------

Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:

0,8022
Н = 0,04191 x С / С,

где Н - норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.

Допустим, стоимость строительства в базисном уровне цен составляет
1 млрд руб. (1000 млн). Норматив расходов на осуществление строительного
0,8022
контроля будет равен 1,07% (0,04191 x 1000 млн / 1000 млн), а сами
расходы составят 10,7 млн руб. (1000 млн x 1,07%). Полученное значение
указывается в гл. 10 сводного сметного расчета стоимости строительства
отдельной строкой “Строительный контроль“.

Не забудем и про другой показатель - численность работников заказчика, занятых строительным контролем. Она увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн руб. сверх 900 млн руб. В нашем случае численность нужно увеличить на 3 работника ((1000 - 900) / 30), в итоге общее количество контролеров составит 31 человек (28 (при 900 млн руб.) + 3).

Все сказанное относится к заказчику. Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).

Несколько слов о проектной документации

В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. “б“ п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.

* * *

Как видим, Положение о проведении строительного контроля - небольшой, но конкретный в части выдвигаемых требований документ. Он начал действовать с июля 2010 г., и бюджетные учреждения уже могут взять его на вооружение при проведении строительного контроля возводимых (реконструируемых или ремонтируемых) объектов.

С.Булаев

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности“

Подписано в печать

30.08.2010