В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Должностная инструкция для сотрудника. Что следует знать руководителю?

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 7

Должностная инструкция для сотрудника. Что следует знать руководителю?

Довольно часто руководители организаций формально подходят к должностной инструкции, считая ее необязательной. Действительно, в Трудовом кодексе не раскрывается понятие должностной инструкции, тем не менее пренебрегать данным документом не стоит.

О том, что представляет собой должностная инструкция, для чего она предназначена, как она помогает организациям при трудовых спорах и обосновании затрат, расскажем в настоящей статье.

Понятие должностной инструкции

Поскольку трудовое законодательство не содержит определения понятия должностной инструкции, обратимся к юридическим и экономическим словарям. Должностная инструкция - это документ, в котором кратко изложены основные задачи, требуемые навыки
и полномочия различных должностей в организации.

Роструд в Письме от 09.08.2007 N 3042-6-0 конкретизировал понятие должностной инструкции: это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника.

Должностная инструкция относится к локальным нормативно-правовым актам, ее положения распространяются на ограниченный круг лиц. Она разрабатывается, как правило, кадровым работником при непосредственном участии руководителей структурных подразделений. Наличие таких инструкций позволяет:

- дать объективную оценку деятельности работника;

- обосновать наложение взысканий за неисполнение трудовых обязанностей;

- исключить дублирование действий при выполнении отдельных видов работ.

Значение должностной инструкции

Работодателю важно понять, для чего нужна должностная инструкция.

Данный документ четко регламентирует обязанности работника. Почему это важно? Вспомните ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Как правило, работодатель не включает в трудовой договор трудовые обязанности, которые составляют трудовую функцию работника (если и включает, то в основном только общие обязанности, например соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное отношение к трудовой деятельности и т.п.). Конечно, производственные обязанности можно включить в трудовой договор, но это не совсем удобно. Альтернативой служит должностная инструкция, которая в идеале является приложением к трудовому договору. Избежать претензий со стороны работника по поводу требования от него большего, чем положено, как раз поможет должностная инструкция, так как она содержит круг обязанностей работника и представляет собой часть трудового договора.

В качестве примера можно привести спорную ситуацию, возникшую в связи с увольнением работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин при наличии дисциплинарного взыскания
(п. 5 ст. 81 ТК РФ). В случае если уволенный по данному основанию работник обратится в суд за разрешением спора, руководителю придется представить в суде должностную инструкцию, чтобы доказать, что работника уволили за неисполнение тех обязанностей, которые он должен был выполнять в этой организации. Если работодатель не представит должностную инструкцию или представит ее, но не докажет факт ознакомления с ней работника, суд восстановит сотрудника. Для наглядности приведем кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда N 33-1232/2009. Рассмотрев дело по жалобам войсковых частей N N 09856 и 20918 на решение Петропавловска-Камчатского городского суда о восстановлении на работе стрелка 179-й группы ВОХРД. Н. А., взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации ему морального вреда, коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены уже состоявшихся судебных актов, так как в ходе рассмотрения дела было установлено, что увольнение произведено с нарушением закона, поскольку войсковая часть привлекла к дисциплинарной ответственности стрелка за неисполнение обязанностей, которые на него трудовым договором не возлагались.

Должностная инструкция:

- поможет оценить результаты трудовой активности персонала и принять верное решение относительно работника - перевести на другую более высокую должность, направить на переподготовку, зачислить в резерв, а может, и вовсе уволить;

- устанавливает требования к определенной должности (профессионально-квалификационные качества работника, например машинописная скорость или знание иностранного языка, и личностные качества, например уровень образования, стаж работы и т.д.);

- поможет отказать в приеме на работу лицам, которые не подходят по деловым качествам, если последние указаны в инструкции, а у
кандидата отсутствуют;

- используется при разработке локальных актов по оплате труда, при этом учитываются такие содержащиеся в инструкции параметры, как квалификационный разряд, сложность работ, наличие материальной ответственности и др.;

- обосновывает затраты на привлечение сторонних специалистов.

Например, учреждение воспользовалось услугами стороннего юриста, имея в штате своего. Затраты на оплату данных услуг оно учло при расчете налога на прибыль. Налоговые органы не согласились с этим и обратились в суд, ссылаясь на необоснованность таких расходов. В данном случае доказать, что спорные затраты являются обоснованными, поможет должностная инструкция, в которой подробно расписаны обязанности штатного юриста. Тогда будет ясно, что сторонний специалист выполнял задания, не входящие в компетенцию штатного. В судебной практике имеется немало выигранных благодаря должностной инструкции дел. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ВСО от 11.03.2008 N А33-10018/07-Ф02-747/08, в котором суд удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль, начислении пени и санкций. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС УО от 18.06.2008 N Ф09-4346/08-С3.

Структура должностной инструкции

Единого документа, регламентирующего структуру должностной инструкции, нет, поэтому при ее составлении необходимо учитывать:

- уставные документы учреждения, в которых закреплены его задачи и функции;

- имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности;

- нормативы трудозатрат на выполнение работы.

При распределении между работниками обязанностей нужно следить, чтобы не было их дублирования и сохранялась последовательность совершения операций. Выполнение сложных задач лучше закрепить за работниками более высокой квалификации. Каждый работник должен быть наделен правами, необходимыми и достаточными для успешного исполнения возложенных на него обязанностей.

Чтобы
определить содержание должностной инструкции, обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник). Он содержит квалификационные характеристики различных должностей, которые в силу п. 5 имеют три раздела:

- “Должностные обязанности“ (основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих);

- “Должен знать“ (основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей);

- “Требования к квалификации“ (уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы).

Уровни требуемой профессиональной подготовки должны быть приведены в соответствии с Законом РФ “Об образовании“ <1>. Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей (п. 2 Справочника). Поэтому сведения Справочника нужно брать за основу при составлении должностной инструкции по конкретной должности.

--------------------------------
<1> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

Сведения Справочника постоянно обновляются. В частности, Единый квалификационный справочник для руководителей, специалистов и служащих в сфере здравоохранения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 869, а для руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования - Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2009 N 858.

Как правило, должностная инструкция руководителя или работника содержит следующие разделы:

1. Общие положения.В данном разделе имеет смысл указать точное
наименование должности работника с целью определения ее роли в конкретных условиях деятельности учреждения, уровня оплаты труда работника, замещающего должность, условий премирования, а также для правильного решения вопросов социального обеспечения. Кроме этого, здесь можно отразить нормативные акты, которыми обязан руководствоваться работник помимо должностной инструкции, и подчиненность сотрудника.

Нелишним будет указание порядка замещения работника в случае его временного отсутствия (отпуск, длительная командировка, болезнь и т.п.). Этот пункт особенно важен в должностных инструкциях руководителей, поскольку отсутствие четкого указания должностных лиц, выполняющих обязанности руководителей во время их отсутствия, дезорганизует работу учреждения.

2. Требования к квалификации.Здесь отражается уровень образования, знаний, навыков и умений, соответствующих конкретной должности.

3. Должностные обязанности.В этом разделе подробно прописывается, что и как должен делать работник. Обязательно нужно определить содержание конкретной задачи или функции, выполнение которой возлагается на работника, и перечислить конкретные обязанности работника, исполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач. При этом лучше всего избегать расплывчатых фраз типа “должен способствовать развитию...“ или “должен прилагать все усилия для...“, так как проконтролировать выполнение обязанностей и измерить результаты в данном случае практически невозможно.

4. Права работника. Здесь приводится перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности сотрудника исходя из специфики его работы. Грамотно составленный данный раздел поможет в разрешении споров, возникающих между работниками учреждения.

5. Ответственность.В этом разделе нужно предусмотреть ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав. В
него можно включить фразу: “Работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных должностной инструкцией“.

Государственные служащие в своей деятельности руководствуются не должностными инструкциями, а регламентами, так как ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ предусмотрено, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Фактически должностной регламент ничем не отличается от должностной инструкции, так как в него входят те же разделы, но с небольшим дополнением:

- квалификационные требования;

- должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего;

- перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

- сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

- порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

- показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются нормативно-правовыми актами соответствующих органов по управлению государственной службой. Среди них можно назвать:

- Приказ ФСКН России от 20.02.2007 N 40 “Об утверждении примерной формы должностного регламента федерального государственного гражданского служащего органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ“;

- Письмо Рособразования от 29.12.2006 N 17-3-09/164 “О должностном регламенте руководителей образовательных учреждений“;

-
Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 31.03.2008 N 69 “Об утверждении Типовых должностных регламентов заместителей начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации“.

Должностная инструкция должна быть написана простым, понятным языком. Ее положения должны быть сформулированы кратко и четко: чем длиннее фраза, тем больше вероятность ее двусмысленного или противоречивого толкования. Отметим, что следует избегать:

- общих формулировок задач и функций, не позволяющих их конкретизировать и понять;

- возложения выполнения одних и тех же задач, функций на разных работников;

- отсутствия координации деятельности подразделений, работников (например, задачи не выполняются до конца, а потоки документов не согласованы друг с другом);

- нерациональности в распределении функций (то есть функции работника определены, но без учета реального объема работ, в результате получится либо перегрузка, либо недозагруженность работника).

Если к разработке должностной инструкции подходить формально, то реальное положение дел в учреждении будет отличаться от прописанного в инструкции, поэтому руководители вынуждены будут уделять много времени организации работы в отделах. В учреждениях, где должностные инструкции рассматриваются не как документы “для полок“, а как эффективный организационный метод, следует не забывать периодически их обновлять.

Составление должностной инструкции

Поскольку должностная инструкция является локальным нормативным актом, ее необходимо составить соответствующим образом. Основные требования к оформлению документов содержатся в ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов“ <2> и Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти <3>.

--------------------------------
<2> Введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

<3> Утверждена Приказом Минкультуры России от 08.11.2005 N 536.

При определении порядка составления
должностной инструкции можно руководствоваться Приказом ФТС России от 11.08.2009 N 1458 “Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации“. В Приложении 5 к названному Положению установлен Типовой порядок разработки, согласования и утверждения должностной инструкции. В нем предусмотрено указание должностных лиц, ответственных за каждый этап разработки инструкции, должностных лиц, с которыми согласовывается инструкция.

Составленную должностную инструкцию нужно представить юристу для проверки на соответствие законодательству. Если в учреждении нет юриста, сделать это может сотрудник кадровой службы. Затем инструкция утверждается руководителем организации. Для этого издается приказ и на самой инструкции ставится гриф “Утверждено“ и подпись руководителя.

Должностная инструкция вступает в силу после утверждения и действует до замены ее новой.

Важным элементом должностной инструкции является лист ознакомления, который составляется в произвольной форме. В вышеназванном Приказе приведена форма листа ознакомления.

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДОЛЖНОСТНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ

На обороте последнего листа делают запись: “В данном должностном регламенте пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью _____ листов“ (количество прописью). Запись заверяется подписью начальника структурного подразделения, в котором хранится должностной регламент (либо должностного лица, ответственного за хранение должностного регламента), с указанием даты.

После этого заверенную надлежащим образом копию должностной инструкции нужно выдать работнику, а ее оригинал будет храниться в отделе кадров. Руководителю структурного подразделения для текущей работы выдается также заверенная копия инструкции.

Схожие положения содержатся
и в других ведомственных актах, например в Приказе ФСИН России от 05.06.2008 N 379 “Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы“. Некоторыми актами утверждены типовые должностные инструкции, которые нужно использовать при подготовке должностных инструкций на местах. Например, Приказом МВД России от 12.01.1998 N 19 утверждены Типовые должностные инструкции некоторых категорий сотрудников отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о медицинской части отряда милиции особого назначения (ОМОН) органа внутренних дел Российской Федерации, Приказом МВД России от 12.04.1996 N 199 - Типовые должностные инструкции по должностям государственных служащих центрального аппарата МВД России, Приказом Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 N 645 - Типовые должностные инструкции работников музеев.

Внесение изменений в должностную инструкцию

В процессе трудовой деятельности и ввиду изменений организационно-технического характера может потребоваться внести коррективы в должностную инструкцию. С такой инициативой в основном выступает руководитель структурного подразделения: изменения готовятся в письменном виде и направляются кадровой службе, чтобы та оценила их целесообразность и согласовала. При этом у работников кадровых служб достаточно часто возникает вопрос: нужно ли уведомлять сотрудника о предстоящих изменениях? Для ответа на него обратимся к Письму Роструда от 31.10.2007 N 4412-6, в котором сказано, что, если внесение корректив в должностную инструкцию связано с изменением обязательных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ), работника необходимо заблаговременно письменно уведомить об этом. Тогда изменения в должностную инструкцию вносятся лишь после того, как работник согласился на продолжение трудовых отношений. Если же внесение в инструкцию корректив не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, можно утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Например, если в должностной инструкции бухгалтера ранее не было функций кассира, то для включения их в документ необходимо письменное согласие работника.

Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, нужно подготовить дополнительное соглашение и одновременно внести изменения в трудовой договор и должностную инструкцию.

В заключение

Как видим, процесс разработки должностной инструкции достаточно трудоемкий. Но потраченное время позволит получить отличный инструмент управления персоналом, который облегчит решение таких проблем, как аттестация, адаптация и мотивация персонала. В частности, если в инструкции прописано, что должен делать работник, в каких пределах и за что отвечать, кто его руководитель, то от работника будет гораздо меньше пассивности и ненужной инициативы. Поэтому рекомендуем подойти к разработке должностных инструкций творчески, учитывая при этом нормы трудового законодательства, а не ограничиваться типовыми инструкциями, скачанными из Интернета или правовой системы.

Т.Шадрина

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности“

Подписано в печать

29.06.2010