В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта: учет расходов

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 7

Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта: учет расходов

Для поддержания технических характеристик автотранспортных средств, необходимых для их эксплуатации, требуется проведение ремонтных работ, а также, следуя рекомендациям завода-изготовителя, регулярное проведение технического обслуживания на время гарантийного срока. Обычно эти виды работ производятся силами сторонней организации, но при наличии в штате учреждения соответствующего специалиста могут выполняться и собственными силами. О порядке заключения договора на проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию, о документальном оформлении таких работ и отражении данных операций в бухгалтерском и налоговом учете пойдет речь в этой статье.

Сначала предлагаем определиться, какие виды работ
являются ремонтными, а какие относятся к техническому осмотру.

Ремонтные работы. Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления, приведенным в Письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, под ремонтом понимается комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых в том числе в целях:

- устранения неисправностей (восстановления работоспособности) объектов нефинансовых активов;

- поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь помещений, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне.

В результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако ремонт не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.

Расходы на оплату работ, услуг, связанных с ремонтом объектов, относятся на статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:

- расходы заказчика, производимые по договору (государственному контракту), предметом которого является проведение ремонтных работ, - на подстатью 225 “Работы, услуги по содержанию имущества“ КОСГУ;

- расходы, осуществляемые заказчиком в целях ремонта объекта на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), иные расходы из состава затрат, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости ремонта, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления исходя из их экономического содержания. Так, например, расходы на приобретение строительных материалов в целях проведения ремонта - на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ.

Техническое обслуживание - это комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем (п.
1.15 Положения о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора). РД 37.009.026-92, утвержденного Приказом Минпрома России от 01.11.1992 N 43). В рамках технического обслуживания проводятся уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, заправочные и очистительные работы (п. 1.18 указанного Положения). Они отражаются по подстатье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества“ КОСГУ.

Ремонтные работы и работы по техническому обслуживанию силами сторонних организаций

Заключение государственного (муниципального) контракта на проведение работ.Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств производится с соблюдением норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ). Согласно ст. 10 данного Закона государственный (муниципальный) заказ размещается следующими способами:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика).

Те виды работ, которые поименованы в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р, проводятся на основании государственного (муниципального) контракта, заключенного по результатам проведенного аукциона. Поскольку в этом Перечне поименованы услуги по торговле, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, контракт на осуществление ремонтных работ силами сторонних организаций заключается:

- путем проведения аукциона;

- без проведения торгов (у единственного поставщика).

С единственным поставщиком контракт заключается при следующих условиях:

- если его стоимость не превышает 100 000 руб. - в течение квартала (пп. 14 п.
2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ);

- если аукцион признан несостоявшимся, то с согласия соответствующего федерального органа исполнительной власти (Федеральной антимонопольной службой) или органа исполнительной власти субъекта РФ - у единственного поставщика (ст. 40, п. 8 ст. 46 Закона N 94-ФЗ).

Отметим, что чаще всего контракт на проведение работ по техническому обслуживанию автомобиля заключается с единственным поставщиком, поскольку стоимость работ позволяет укладываться в установленный для метода закупки у единственного поставщика стоимостный норматив (до 100 000 руб. в один квартал) (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). При наличии большого количества автотранспорта, подлежащего ремонту без заключения государственного (муниципального) контракта, проведением аукциона здесь не обойтись.

Из п. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ следует: в случае если в документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым в соответствии с данным Законом заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения этого контракта. Оплата выполнения таких работ (оказания таких услуг) производится по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически выполненных работ (оказанных услуг) по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной
(максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.

Заметим, что типичным нарушением при определении суммы контракта является невключение стоимости запасных частей, приобретаемых у подрядчика и используемых им при ремонте. Предметом размещения заказа выступает лишь стоимость ремонтных работ. Ревизоры Росфиннадзора, выявляя этот факт, отмечают, что подобное упущение способствует субъективному выбору поставщика и не отвечает эффективному использованию финансовых ресурсов организации.

Документальное оформление проведения работ. Передача автотранспортного средства на ремонт оформляется приемо-сдаточным актом. В нем указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены (п. 18 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (далее - Правила по техобслуживанию и ремонту)).

По результатам проведения осмотра транспортного средства в обязательном порядке составляется смета, которая становится частью контракта с момента подтверждения ее потребителем. Смета может быть приблизительной или твердой. При отсутствии в контракте других указаний смета считается твердой (п. 25 Правил по техобслуживанию и ремонту).

Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора не было возможности предусмотреть полный объем подлежащих оказанию услуг (выполнению работ) или необходимых для этого расходов.

Если возникла необходимость оказания дополнительных услуг (выполнения дополнительных работ) и существенного превышения по данной причине приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В таком случае исполнитель может требовать от потребителя оплатить
оказанную часть услуги (выполненную часть работы).

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги (работы) в пределах приблизительной сметы.

После завершения ремонтных работ (технического обслуживания) производится их оплата. К платежному поручению прикладываются счет-фактура, акт выполненных работ, государственный (муниципальный) контракт, далее они передаются в орган Федерального казначейства (орган, в котором учреждению образования открыт лицевой счет) для оплаты (п. 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н).

Передача отремонтированного автотранспортного средства заказчику оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). Форма акта приведена в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7). В Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств сказано: Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Акт составляется в двух экземплярах: первый - остается в организации, второй - передается учреждению, проводившему ремонт.

Данные о ремонте следует внести в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма ОС-6).

В случае если ремонт автотранспорта производится с использованием запасных частей учреждения, их передача организации-исполнителю оформляется Накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15) <1> или Требованием-накладной (форма 0315006). Факт осуществления ремонта
с использованием материалов учреждения должен быть отражен в акте приемке выполненных работ. На основании накладной и акта выполненных работ составляется Акт на списание материальных запасов (форма 0504230), на основании которого списываются запасные части, отпущенные учреждением организации-исполнителю для проведения ремонтных работ.

--------------------------------
<1> Форма накладной утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Ремонт собственными силами организации

Перед проведением ремонтных работ собственными силами прежде всего составляется дефектная ведомость. Она обосновывает необходимость проведения ремонтных работ. Форма дефектной ведомости официально не установлена, поэтому она либо разрабатывается и утверждается учреждением самостоятельно, либо в качестве ее замены может быть использован Акт о выявленных дефектах оборудования типовой межотраслевой формы ОС-16, утвержденный Постановлением N 7. В этом документе дается краткая характеристика основных узлов, агрегатов, описываются выявленные дефекты, указываются мероприятия или работы по устранению выявленных дефектов, исполнители и сроки исполнения. Дефектная ведомость составляется и подписывается лицом, ответственным в учреждении за осуществление контроля по ремонтным работам. На основании дефектной ведомости издается приказ руководителя организации о проведении ремонтных работ.

Для ремонта приобретаются необходимые запасные части. По завершении ремонта составляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3). О его заполнении мы писали чуть выше. Одновременно с ним составляется Акт на списание материальных запасов (форма 0504230), в котором поименованы все запасные части, израсходованные на ремонт автотранспорта. На основании этого акта производится их списание с бухгалтерского учета.

Налоговый учет

Когда у учреждений образования приобретение и ремонт (техническое обслуживание) автотранспорта производится за счет бюджетных средств, объекта налогообложения не возникает. Однако встречаются ситуации, когда автотранспортное средство приобретается за счет бюджетных ассигнований, а используется как в бюджетной,
так и в приносящей доход деятельности. Ремонтные работы (работы по техническому обслуживанию) оплачиваются средствами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности. Как в этом случае признать расходы в целях налогообложения?

Во-первых, должны быть соблюдены условия, предусмотренные ст. 252 НК РФ (расходы документально подтверждены, экономически обоснованны и используются в приносящей доход деятельности). Только при таких обстоятельствах расходы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Во-вторых, важно установить: выделены ли бюджетные ассигнования на ремонт основных средств. Если да, то расходы на ремонт и техническое обслуживание автотранспортного средства уменьшают доходы, полученные от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования пропорционально объему средств, полученных от этой деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования) (п. 3 ст. 321.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/4/47). Если бюджетными ассигнованиями, выделенными учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, то такие расходы в полном объеме учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением этой предпринимательской деятельности. Причем в общей сумме доходов для данных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Бухгалтерский учет

В соответствии с нормами Инструкции N 148н <2> в бухгалтерском учете начисление расходов на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта отражаются следующей записью (вне зависимости от того, чьими силами проводятся данные работы):

Дебет счетов 1 401 01 225 “Расходы на работы, услуги по содержанию
имущества“, 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“

Кредит счета 1 (2) 302 08 730 “Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества“.

--------------------------------
<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Приобретение запасных частей для ремонта отражается:

- при принятии к бухгалтерскому учету:

Дебет счета 1 (2) 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит счета 1 (2) 302 08 730 “Увеличение кредиторской задолженности по оплате работ, услуг по содержанию имущества“;

- при передаче для проведения ремонтных работ:

Дебет счета 1 (2) 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит счета 1 (2) 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“;

- при списании со счета бюджетного учета:

Дебет счетов 1 401 01 272 “Расходование материальных запасов“, 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“
Кредит счета 1 (2) 105 06 440 “Уменьшение стоимости прочих материальных запасов“

Принимая во внимание Рекомендации по применению регистров бюджетного учета, утвержденные Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н “Об утверждении форм регистров бюджетного учета“, в Инвентарной карточке учета основных средств (форма 0504031) следует отразить данные о проведенном ремонте автомобиля.

Т.Сильвестрова

Эксперт журнала

“Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“

Подписано в печать

30.06.2010