Финансовый аспект реорганизации бюджетных учреждений
“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, 2010, N 3
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ РЕОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В бюджетном секторе часто происходят реорганизационные мероприятия. Учитывая актуальность вопросов, связанных с проведением реорганизационных мероприятий, мы постарались рассмотреть финансовые аспекты реорганизационных процедур.
Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, которое влечет за собой переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Бюджетные учреждения могут быть реорганизованы путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 Гражданского кодекса РФ).
В результате реорганизации деятельность реорганизованного юридического лица продолжают другие юридические лица, а само же оно прекращает свое существование. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Исключение составляет реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В процессе исполнения органами исполнительной власти федерального уровня бюджетных полномочий по доведению и расходованию бюджетных средств вопросы проведения реорганизационных мероприятий с каждым годом становятся все более актуальными. Реорганизационные процессы происходят как на межведомственном уровне, так и в рамках одного ведомства.
Так, в частности, в настоящее время проходят масштабные мероприятия по оптимизации ведомственной сети организаций Министерства обороны РФ. Предполагается изменить систему бюджетных учреждений в Министерстве внутренних дел (Указ Президента РФ от 24.12.2009 N 1468).
Этапы реорганизационных мероприятий
Реорганизованным бюджетным учреждениям предстоит провести целый ряд “сопутствующих“ мероприятий и процедур:
- внести изменения в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр);
- при необходимости внести в Сводную бюджетную роспись соответствующие изменения, руководствуясь Порядком ее составления и ведения (утв. Приказом Минфина России от 17.12.2008 N 143н);
- передать доведенные бюджетные данные между участниками бюджетного процесса, участвующими в реорганизации;
- передать кассовые выплаты и поступления между участниками бюджетного процесса, участвующими в реорганизации;
- закрыть лицевые счета.
Порядок включения (изменения) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр
Правила включения реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр и внесения в них изменений определены в разд. 3 Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н). В нем предусмотрено, что для включения или изменения реквизитов в Сводном реестре участник бюджетного процесса, обладающий соответствующими полномочиями, представляет в Федеральное казначейство Заявку согласно Приложению N 4 к Порядку (код формы по КФД 0531664) (далее - Заявка на включение (изменение)).
Помимо этого, вместе с Заявкой на включение (изменение) им должны быть представлены следующие документы:
а) копия учредительного документа (устава) или для обособленного подразделения - копия положения об обособленном подразделении, заверенные учредителем либо нотариусом;
б) копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем, либо нотариусом, либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
в) копия акта главного распорядителя, главного администратора доходов или главного администратора источников финансирования дефицита об утверждении перечня подведомственных распорядителей и получателей, администраторов доходов или администраторов источников финансирования дефицита (далее - акт об утверждении перечня подведомственных участников бюджетного процесса), если в уставе участника бюджетного процесса не указаны его бюджетные полномочия. Копия указанного акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим или издавшим его;
г) копия правового акта главного администратора доходов, в ведении которого находится администратор доходов и который наделяет участника бюджетного процесса бюджетными полномочиями администратора доходов. Копия правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов;
д) карточка образцов подписей в одном экземпляре, подписанная руководителем, главным бухгалтером (при необходимости) или уполномоченными руководителем лицами участника бюджетного процесса, заверенная в установленном порядке.
Для включения в Сводный реестр реквизитов участника бюджетного процесса, являющегося федеральным органом государственной власти или его территориальным органом, государственным органом, входящим в судебную систему или систему органов прокуратуры РФ, федеральным бюджетным учреждением с условным наименованием “войсковая часть“, не имеющим собственное положение (устав) и действующим на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, а также для включения в Сводный реестр реквизитов Центрального банка России представления учредительных документов и документов о государственной регистрации не требуется. Кроме того, для включения в Сводный реестр реквизитов получателя (подразделения судебных приставов), осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, также не требуется представления документов, подтверждающих наделение указанными бюджетными полномочиями. Обособленное подразделение представляет ходатайство создавшего его участника бюджетного процесса о включении реквизитов обособленного подразделения в качестве участника бюджетного процесса в Сводный реестр, подписанное руководителем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером указанного участника.
Передача доведенных бюджетных данных
Передача бюджетных данных при наделении получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) полномочиями распорядителя средств федерального бюджета (администратора с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) или при его передаче в подчинение от одного распорядителя к другому, а также при слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании получателей средств федерального бюджета (администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) осуществляется в соответствии с разд. 8 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня (утв. Приказом Минфина России от 30.09.2008 N 104н).
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета формирует “отрицательное“ Расходное расписание на отзываемую сумму бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и Расходное расписание на доведение соответствующих сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (далее - “положительное“ Расходное расписание).
В соответствии с п. 8.2 Порядка N 104н в строке “Специальные указания“ “отрицательного“ и “положительного“ Расходных расписаний указывается:
а) наименование и код по Сводному реестру реорганизуемого распорядителя (получателя) средств федерального бюджета;
б) наименование и код по Сводному реестру распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находятся реорганизуемые (принимающие) получатели средств федерального бюджета, если реорганизуемые (принимающие) получатели средств федерального бюджета не находятся в непосредственном ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, оформившего Расходное расписание;
в) слова “внутриведомственная реорганизация“ (при этом в кодовой зоне заголовочной части формы документа отражается код специальных указаний “02“).
Обратите внимание, строка “Специальные указания“ имеет строгий формат. Не допускается указание в данной строке дополнительной информации (например, кода территориального ОФК, наименования и кода получателя бюджетных средств, если реорганизуется вышестоящая организация). Информация о ТОФК, в котором открыт счет реорганизуемого участника бюджетного процесса, содержится в справочнике лицевых счетов, который доступен ОФК.
Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета представляет “положительные“ и “отрицательные“ расходные расписания в орган Федерального казначейства не позднее 15-го числа каждого месяца (п. 8.3 Порядка N 104н). Их предоставление в иные сроки допустимо, но лишь с разрешения руководителя ОФК или уполномоченного им лица.
При проведении процедуры передачи бюджетных данных у бюджетных учреждений возникает вопрос, могут ли органы Федерального казначейства возвращать расходные расписания (реестры расходных расписаний) участникам бюджетного процесса, если они не соответствуют требованиям, установленным п. п. 12.1, 12.3 Порядка N 104н, а также требованиям других пунктов вышеуказанного Порядка, кроме п. 3.7.
Да, могут. Согласно п. 3.1 Порядка N 104н участники бюджетного процесса формируют Расходные расписания по форме согласно Приложению N 2 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531722) как отдельными документами, так и в виде реестров расходных расписаний по форме согласно Приложению N 3 (код формы по КФД 0531723). Указания по заполнению данных форм даны в п. п. 12.1, 12.3 и закреплены утвержденными Федеральным казначейством Требованиями к форматам текстовых файлов. Документы, не соответствующие данным Требованиям, подлежат возврату. Кроме п. 3.7 Порядка N 104н содержит ряд пунктов, в соответствии с которыми осуществляется возврат расходных расписаний, оформленных в нарушение установленных требований (п. п. 5.3, 5.4, 6.3, 3.3, 8.11 и другие пункты Порядка N 104н).
Следующий вопрос возникает в случае, когда участнику бюджетного процесса уменьшают доведенные ранее бюджетные данные (доводится “минусовое“ расходное расписание), а запрашиваемые суммы распределены со счета распорядителя средств или детализированы. Необходимо ли в данной ситуации дожидаться, когда клиент вернет на лицевой счет сумму, достаточную для исполнения “минусового“ расходного расписания? Имеет ли право ОФК в таких случаях не исполнять расходное расписание и направить в Федеральное казначейство Протокол о неисполнении?
Согласно п. 8.12 Порядка N 104н в случае, если реорганизуемый получатель средств федерального бюджета осуществлял детализацию доведенных до него лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ, ОФК формирует Справку (код формы по ОКУД 0504833) на аннулирование детализированных получателем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на основании “отрицательного“ Расходного расписания главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета. При этом проверка, предусмотренная подпунктами п. 3.7 Порядка N 104н в части наличия свободных остатков, не производится.
Следующий важный вопрос касается порядка санкционирования кассовых расходов. Согласно абз. 2 п. 8.14 Порядка N 104н операции на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в ОФК принимающим получателям средств федерального бюджета, санкционируются после отражения на указанных лицевых счетах бюджетных данных, содержащихся в “положительных“ расходных расписаниях, а также бюджетных обязательств, кассовых выплат и кассовых поступлений.
Обратите внимание, что данное положение Приказа является необходимым и достаточным условием для отказа в санкционировании операций на счетах участника бюджетного процесса при его неполном выполнении (не представлен акт приема-передачи показателей).
Передача кассовых выплат
В соответствии с п. 8.19 Порядка N 104н передача кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, осуществляется на основании подписанного им и принимающим получателем средств федерального бюджета Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса.
Форма данного акта утверждена Приложением N 7 к Порядку N 104н (код формы по КФД 0531728).
При отсутствии бюджетных обязательств, подлежащих передаче принимающему получателю средств федерального бюджета, Акт приемки-передачи бюджетных обязательств не оформляется.
Бухгалтерские записи по передаче имущества и обязательств производятся на основании передаточного акта. Счета, используемые в корреспонденции для отражения данной операции, будут зависеть от ведомственной принадлежности участвующих в реорганизации учреждений. Они приведены ниже в таблице:
------------------T---------------------------T---------------------------¬
¦ Содержание ¦ У передающей стороны ¦ У принимающей стороны ¦
¦ операции +-------------T-------------+-------------T-------------+
¦ ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-----------------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Между ¦ 0 304 04 310¦ 0 101 00 410¦ 0 101 00 310¦ 0 304 04 310¦
¦учреждениями, +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦подведомственными¦ 0 304 04 320¦ 0 102 00 420¦ 0 102 00 320¦ 0 304 04 320¦
¦одному главному +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦распорядителю ¦ 0 304 04 330¦ 0 103 00 430¦ 0 103 00 330¦ 0 304 04 330¦
¦(распорядителю) +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 304 04 340¦ 0 105 00 440¦ 0 105 00 340¦ 0 304 04 340¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 00 410¦ 0 304 04 310¦ 0 304 04 310¦ 0 104 00 410¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 09 420¦ 0 304 04 320¦ 0 304 04 320¦ 0 104 09 420¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 304 04 000¦ 0 206 00 660¦ 0 206 00 560¦ 0 304 04 000¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 304 04 000¦ 0 205 00 660¦ 0 205 00 560¦ 0 304 04 000¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 302 00 830¦ 0 304 04 000¦ 0 304 04 000¦ 0 302 00 730¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 303 00 830¦ 0 304 04 000¦ 0 304 04 000¦ 0 303 00 730¦
+-----------------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Между ¦ 0 401 01 241¦ 0 101 00 410¦ 0 101 00 310¦ 0 401 01 180¦
¦учреждениями, +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦подведомственными¦ 0 401 01 241¦ 0 102 00 420¦ 0 102 00 320¦ 0 401 01 180¦
¦разным главным +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦распорядителям ¦ 0 401 01 241¦ 0 103 00 430¦ 0 103 00 330¦ 0 401 01 180¦
¦(распорядителям) +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦одного уровня ¦ 0 401 01 241¦ 0 105 00 440¦ 0 105 00 340¦ 0 401 01 180¦
¦бюджета +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 00 410¦ 0 401 01 241¦ 0 401 01 180¦ 0 104 00 410¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 09 420¦ 0 401 01 241¦ 0 401 01 180¦ 0 104 09 420¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 241¦ 0 206 00 660¦ 0 206 00 560¦ 0 401 01 180¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 241¦ 0 205 00 660¦ 0 205 00 560¦ 0 401 01 180¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 302 00 830¦ 0 401 01 241¦ 0 401 01 180¦ 0 302 00 730¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 303 00 830¦ 0 401 01 241¦ 0 401 01 180¦ 0 303 00 730¦
+-----------------+-------------+-------------+-------------+-------------+
¦Между ¦ 0 401 01 251¦ 0 101 00 410¦ 0 101 00 310¦ 0 401 01 151¦
¦учреждениями +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦разных уровней ¦ 0 401 01 251¦ 0 102 00 420¦ 0 102 00 320¦ 0 401 01 151¦
¦бюджетов +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 251¦ 0 103 00 430¦ 0 103 00 330¦ 0 401 01 151¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 251¦ 0 105 00 440¦ 0 105 00 340¦ 0 401 01 151¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 00 410¦ 0 401 01 251¦ 0 401 01 151¦ 0 104 00 410¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 104 09 420¦ 0 401 01 251¦ 0 401 01 151¦ 0 104 09 420¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 251¦ 0 206 00 660¦ 0 206 00 560¦ 0 401 01 151¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 401 01 251¦ 0 205 00 660¦ 0 205 00 560¦ 0 401 01 151¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 302 00 830¦ 0 401 01 251¦ 0 401 01 151¦ 0 302 00 730¦
¦ +-------------+-------------+-------------+-------------+
¦ ¦ 0 303 00 830¦ 0 401 01 251¦ 0 401 01 151¦ 0 303 00 730¦
L-----------------+-------------+-------------+-------------+--------------
После передачи имущества по передаточному акту и расчетов со всеми дебиторами и кредиторами в соответствии с п. 156 Приложения N 1 к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, делаются заключительные записи на дату реорганизации учреждения:
------------------------------------------------T------------T------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+-----------------------------------------------+------------+------------+
¦Закрытие счетов по операциям с доходами ¦0 401 01 100¦0 401 03 000¦
+-----------------------------------------------+------------+------------+
¦Закрытие счетов по операциям с расходами ¦0 401 03 000¦0 401 01 200¦
+-----------------------------------------------+------------+------------+
¦Закрытие счетов расчетов с органами, ¦1 304 05 000¦1 401 03 000¦
¦осуществляющими кассовое обслуживание ¦ ¦ ¦
¦исполнения бюджетов ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+------------+
¦Списание средств бюджета, использованных ¦1 304 04 000¦1 401 03 000¦
¦получателем средств ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+------------+------------+
¦Возврат получателем неиспользованных средств ¦1 304 04 000¦1 201 01 610¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------+------------+-------------
На заключительном этапе после завершения всех расчетов и передачи имущества и обязательств учреждению-правопреемнику, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий реорганизационной комиссией ликвидируемого учреждения составляется заключительная бухгалтерская отчетность в объеме форм, утвержденных в разд. VI Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н):
- Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230);
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- Пояснительная записка (ф. 0503160).
Справка по консолидированным расчетам (ф. 0503125) составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на дату реорганизации. Данные отражаются раздельно по каждому коду счетов, перечисленных в п. 23 Инструкции N 128н, а также раздельно по бюджетной и приносящей доход деятельности. Показатели Справки (ф. 0503125) отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов, приведенных выше.
Операции со средствами от приносящей доход деятельности при межведомственной реорганизации
В соответствии с п. 2.14.2.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. Приказом Казначейства России от 07.10.2008 N 7н) для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций по приносящей доход деятельности в ОФК предоставляется Разрешение.
Обратите внимание, что при проведении межведомственной реорганизации получателя средств федерального бюджета Федеральное казначейство разрешило оформить на вновь открытом получателю лицевом счете раздел по учету операций по приносящей доход деятельности в соответствии с представленной им в ОФК копией Разрешения, оформленного в соответствии с Генеральным разрешением главного распорядителя средств федерального бюджета по прежней ведомственной подчиненности получателя (Приказ Минфина России от 21.06.2001 N 46н). Это возможно до оформления главными распорядителями средств федерального бюджета по новой ведомственной подчиненности (далее - главный распорядитель - принимающий) Генерального разрешения в соответствии с Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н), и доведения в соответствии с ним до переданных в его ведение получателей средств федерального бюджета (далее - получатель) Разрешения.
В соответствии с п. 5.3 Порядка N 88н в случае проведения реорганизации для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности получатель представляет в ОФК по месту своего обслуживания Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год (далее - Смета доходов и расходов) и Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (далее - Сведения о смете). При этом показатели Сведений о смете должны быть сформированы с учетом показателей Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (код формы по КФД 0531728), также представленного получателем в соответствующий ОФК.
При этом суммы кассовых выплат, отраженные на лицевом счете получателя бюджетных средств в разделе по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета, не могут превышать показатели годовых сметных назначений, указанные в Сведениях о смете по идентичным кодам бюджетной классификации (п. 4.5 Порядка N 88н). Таким образом, на момент передачи произведенных получателем кассовых выплат за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, получателем должны быть представлены в ОФК по месту открытия лицевого счета по новой ведомственной подчиненности получателя заверенная вышестоящим участником бюджетного процесса Смета доходов и расходов, утвержденная в порядке, установленном главным распорядителем - принимающим, и Сведения о смете.
При этом коды бюджетной классификации (с указанием кода главного распорядителя средств федерального бюджета по новой ведомственной подчиненности получателя), отраженные в Сведениях о смете, должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, указанным в соответствующих записях копии Разрешения, представленной получателем в ОФК.
Большое количество вопросов также касается реализации п. 2.18 Порядка N 88н в части необходимости представления реорганизуемым получателем в ОФК по месту своего обслуживания надлежаще оформленного Дополнения на отзыв Разрешения в течение трех рабочих дней после получения и исключения его из Сводного реестра.
Письмом Казначейства РФ от 11.12.2009 N 42-7.4-05/1.0-711 разъяснено, что в случае открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии с Разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформленным в соответствии с Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н, при реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса представление в ОФК Дополнения к Разрешению с указанием в строке “Специальные указания“ - “Отзыв Разрешения“ не требуется.
Передача бюджетных обязательств по исполнительным листам к Минобороны
Федеральное казначейство в Письме от 26.11.2009 N 42-7.4-05/93-674 разъяснило, что закрытие лицевых счетов получателя бюджетных средств реорганизуемым (ликвидируемым) органам военного управления и войсковым частям, подведомственным Министерству обороны РФ, к которым предъявлены исполнительные документы (носящие периодический и единовременный характер), осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н.
При этом бюджетное обязательство, возникшее на основании указанных документов, подлежит аннулированию в неисполненной его части. Аннулирование осуществляется в соответствии с Заявкой на внесение изменений в бюджетное обязательство, сформированной органом Федерального казначейства по представленной учреждением Информации об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа.
В указанной Информации должна содержаться ссылка на учетный номер ранее учтенного бюджетного обязательства.
ОФК закрывает лицевой счет при отсутствии на нем учтенных показателей и возвращает взыскателю предъявленный им исполнительный документ и приложения к нему после предварительного исключения учреждения из Сводного реестра с одновременным уведомлением взыскателя о невозможности исполнения вынесенного судебного акта в связи с реорганизацией (ликвидацией) учреждения и закрытием лицевого счета. Кроме того, ОФК указывает взыскателю наименование и местонахождение правопреемника реорганизуемого учреждения - должника с указанием реквизитов и приложением светокопии документа, устанавливающего правопреемство (при наличии такой информации), а также наименование и местонахождение ОФК, в котором правопреемнику открыт лицевой счет. При этом взыскателю разъясняется его право обратиться в суд с заявлением о замене стороны по исполнительному производству.
В случае отсутствия в ОФК информации о правопреемнике реорганизуемого учреждения, а также в случае если учреждение было ликвидировано (правопреемник отсутствует), ОФК письменно разъясняет взыскателю о возможности на основании п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ взыскания в судебном порядке денежных средств с Минобороны России в порядке субсидиарной ответственности, при этом исполнительный документ следует предъявлять в Специализированное отделение Управления Федерального казначейства по г. Москве по адресу: Верхняя Радищевская ул., д. 11, стр. 1, г. Москва, 109240.
Соответствующие указания также доведены Министерством обороны Российской Федерации до подведомственных ему организаций Письмом от 26.11.2009 N 184/2/3/1290.
Вопросы, возникающие в процессе закрытия лицевых счетов реорганизуемых (ликвидируемых) участников бюджетного процесса
Какой документ следует указать в Заявлении на закрытие счета, если основанием для закрытия счета служит отмена бюджетных полномочий участника бюджетного процесса?
В Заявлении следует указать Заявку на исключение реквизитов участника бюджетного процесса, оформленную согласно Порядку N 80н. Заявка представляется вышестоящим участником бюджетного процесса.
В каком документе главный распорядитель средств федерального бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) указывает реквизиты для перечисления остатка поступлений денежных средств с закрываемого лицевого счета клиента?
Если закрытие лицевого счета производится по Заявлению на закрытие лицевого счета, оформленного работником, уполномоченным руководителем Федерального казначейства или ОФК, то перечисление остатка поступлений денежных средств с закрываемого лицевого счета клиента производится по Заявке на кассовый расход, которая оформляется в соответствии с реквизитами, указанными в информации главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), представленной в письменном виде.
Должно ли бюджетное учреждение представлять в ОФК Заявление на открытие лицевого счета для оформления на лицевом счете отдельных разделов?
В соответствии с требованиями п. 2.33 Порядка N 7н оформление на лицевом счете получателя бюджетных средств отдельных разделов осуществляется не позднее пяти рабочих дней после представления клиентом надлежаще оформленных документов, установленных пп. 2.14.2.1 - 2.14.2.3 Порядка N 7н.
Указанными пунктами предусмотрено, что для оформления раздела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования в ОФК представляется копия договора (договоров) аренды, в соответствии с которым (которыми) арендная плата перечисляется в доход федерального бюджета.
Для оформления раздела для учета операций по приносящей доход деятельности представляется Разрешение на ее осуществление (код формы по КФД 0531735); для оформления раздела для учета операций по осуществлению оперативно-разыскных мероприятий - отдельное разрешение на ее осуществление по форме Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.
Таким образом, представление Заявления не требуется.
В соответствии с п. 2.55 Порядка N 7н при ликвидации бюджетного учреждения в ОФК представляются копия документа о его ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии и Карточка образцов подписей, оформленная ликвидационной комиссией. По завершении работы ликвидационной комиссии Заявление на закрытие лицевого счета оформляется ликвидационной комиссией.
Возможно ли закрыть лицевой счет при ликвидации участника бюджетного процесса после передачи всех показателей лицевого счета по Заявлению на закрытие лицевого счета, оформленному не ликвидационной комиссией, а ликвидируемым участником бюджетного процесса, то есть без представления Карточки образцов подписей на членов ликвидационной комиссии?
При наличии приказа о создании ликвидационной комиссии необходимо представление Карточки образцов подписей, оформленной ликвидационной комиссией. Заявление на закрытие лицевого счета оформляется также ликвидационной комиссией.
В каком порядке закрываются лицевые счета при отмене бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств?
При отмене бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств в случае реорганизации подведомственных учреждений после передачи в установленном порядке показателей осуществляется закрытие лицевого счета распорядителя бюджетных средств при отсутствии учтенных показателей на лицевом счете распорядителя бюджетных средств; в случае ликвидации подведомственных учреждений и закрытия лицевых счетов в конце финансового года лицевой счет распорядителя бюджетных средств закрывается также в конце финансового года в установленном порядке.
О.В.Шедина
К. э. н.,
бухгалтер,
консультант
ИД “Советник бухгалтера“
Подписано в печать
01.03.2010
К. э. н.,
бухгалтер,
консультант
ИД “Советник бухгалтера“
Подписано в печать
01.03.2010