Нормативно-правовое обеспечение проведения ЕГЭ
“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 4
Нормативно-правовое обеспечение проведения ЕГЭ
В комментируемом Письме Рособрнадзора от 03.02.2010 N 01-15/10-01 (далее - Письмо N 01-15/10-01) определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области издания нормативно-правовых и распорядительных актов по вопросам обеспечения и проведения ЕГЭ. Поэтому предлагаем их рассмотреть.
Пунктом 4.1 ст. 15 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон “Об образовании“) определено, что единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
В этом пункте также указано, что ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования.
Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и Порядок выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ определяются Минобрнауки, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 4.6 ст. 15 Закона “Об образовании“, п. 5.2.9 Постановления Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 “Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации“).
В рамках своих полномочий Минобрнауки утверждены следующие документы:
- Порядок проведения единого государственного экзамена (Приказ от 24.02.2009 N 57);
- Порядок формирования и ведения федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена, обеспечения их взаимодействия и доступа к содержащейся в них информации (Приказ от 15.04.2009 N 133);
- Порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена (Приказ от 02.03.2009 N 68).
В то же время субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования собственные законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ в области образования (п. 3 ст. 3 Закона “Об образовании“).
В Письме N 01-15/10-01 указано, что в соответствии с этим Законом и вышеуказанными нормативными актами органы государственной власти субъектов РФ издают следующие нормативные правовые и распорядительные акты по вопросам обеспечения и проведения ЕГЭ:
1) об утверждении:
- организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте РФ, в том числе мест регистрации на сдачу ЕГЭ и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов проведения ЕГЭ (ППЭ) и распределения между ними участников ЕГЭ, количества и мест расположения пунктов первичной обработки информации (ППОИ), перечня труднодоступных и отдаленных местностей (ТОМ) субъекта РФ;
- положений о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ, предметных комиссиях по общеобразовательным предметам, конфликтной комиссии и при необходимости - о территориальных комиссиях (подкомиссиях);
- персональных составов предметных комиссий по общеобразовательным предметам и конфликтной комиссии субъекта РФ;
- персональных составов руководителей и организаторов ППЭ;
2) об установлении размера и порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ работникам, привлекаемым к проведению ЕГЭ;
3) о закреплении за организацией, на которую возлагаются функции регионального центра обработки информации, полномочий по организационному и технологическому обеспечению проведения ЕГЭ в субъекте РФ;
4) о сроках и порядке ознакомления участников ЕГЭ с результатами ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету;
5) об определении:
- порядка и условий доступа к информации, содержащейся в базах данных субъекта РФ об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
- технических и организационных требований к обмену информацией;
- перечня и объема информации, представляемой поставщиками в базы данных субъекта РФ об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, предельных сроков и формы их представления;
- перечня и объема информации, получаемой пользователями баз данных субъекта РФ об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
- сроков хранения информации, содержащейся в базах данных субъекта РФ об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
6) о назначении лиц, ответственных за получение, хранение, учет и выдачу бланков свидетельства, прием бланков свидетельства по количеству и качеству.
Также в Письме N 01-15/10-01 рекомендовано издание нормативных правовых актов по следующим вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ:
- о межведомственном взаимодействии при организации и проведении ЕГЭ в субъекте РФ (с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления (пример подобного акта приведен в приложении 1));
- о порядке информирования участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ЕГЭ;
- об аккредитации общественных наблюдателей;
- об условиях организации и проведения ЕГЭ в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- о подготовке специалистов, привлекаемых к проведению ЕГЭ;
- о порядке хранения экзаменационных материалов до дня проведения экзамена и категориях лиц, ответственных за хранение;
- об утверждении форм документов, подтверждающих полномочия лиц, имеющих право находиться в пункте проведения ЕГЭ в день проведения экзамена (общественные наблюдатели, представители СМИ и др.);
- о порядке автоматизированного распределения участников ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ.
При формировании составов предметных комиссий по общеобразовательным предметам и определении размера компенсации, выделяемой экспертам, рекомендовано пользоваться примерными нормами трудозатрат экспертов предметных комиссий по общеобразовательным предметам (приложение 2).
Приложение 1
О проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) на территории субъекта Российской Федерации в 20__ году
В целях подготовки и организованного проведения единого государственного экзамена на территории субъекта Российской Федерации в 20__ г. правительство (администрация) субъекта Российской Федерации постановляет:
1. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, обеспечить проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена в установленном порядке, организовав:
2. Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере финансов, обеспечить финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением единого государственного экзамена в субъекте Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на 20__ г. по разделу “Образование“.
3. Утвердить порядок выплаты и размер компенсации работникам, привлекаемым к подготовке и проведению единого государственного экзамена.
4. Рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, органам внутренних дел субъекта Российской Федерации, а также органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации оказывать необходимое содействие уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, в осуществлении мероприятий по обеспечению и проведению единого государственного экзамена на территории субъекта Российской Федерации в 20__ г.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя правительства субъекта Российской Федерации.
Губернатор (президент)
субъекта Российской Федерации
Приложение 2
Примерные трудозатраты экспертов предметных комиссий по общеобразовательным предметам
--------------------------------------T-----------------------------------¬
¦ Общеобразовательный предмет ¦ Время проверки одной ¦
¦ ¦ экзаменационной работы (в мин.) ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Русский язык ¦ 20 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Математика ¦ 20 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Физика ¦ 15 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Химия ¦ 15 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Биология ¦ 20 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦География ¦ 15 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦История ¦ 25 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Обществознание ¦ 20 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Литература ¦ 30 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Иностранные языки ¦ 20 ¦
+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦Информатика и ИКТ ¦ 20 ¦
L-------------------------------------+------------------------------------
А.Сергеева
Эксперт журнала
“Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
30.03.2010
Эксперт журнала
“Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение“
Подписано в печать
30.03.2010