В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в розничной торговле

Как и в любой другой хозяйственной деятельности, бухучет в розничной торговле преследует решение двух важнейших задач: во-первых, создание целостной картины о работе организации, а во-вторых, корректировка этой работы.
Что касается первого, здесь вскрываются механизмы движения товара: приход, расход, остаток, возврат и т.д. На основании учета этих процессов формируются отчеты, дающие представление о том, как протекает деятельность фирмы. В свою очередь анализ движения товара и сопоставление его с другими факторами позволяет сделать выводы руководителям, в каком направлении двигаться, на какие товары сделать упор, а от каких отказаться, насколько рациональна аренда торговой точки в том или ином месте. Можно сказать, что от эффективности бухучета и его анализа зависит успех торговли конкретного магазина и вашего бизнеса в целом.

Как организован бухучет в современной розничной торговле?

Процесс предполагает 2 формы отчетности – бумажную и электронную. Первая – это чеки, ярлыки, накладные и иные документы, заказать которые можно в компании METRO Cash and Carry в каталоге «Бланки, конверты». Вторая – сведение и обработка данных. Раньше оба варианта реализовывались на бумаге, сейчас же многие операции автоматизированы благодаря компьютеру и специальным программам. Последнее особенно выручает крупные точки и торговые сети, поскольку позволяет организовать грамотный количественно-суммовой учет.

Суть его состоит в том, что он позволяет отследить движение товара от склада до покупателя (и обратно – в случае возврата) и в деньгах, и в наименованиях, и в количестве единиц. Количество и покупные (складские) цены вносятся в программу при поступлении, затем фиксируется информация об отпускной цене (и следовательно, наценке) и товар поступает в точку продаж. При реализации покупатель получает чек с исчерпывающими данными, которые также отражаются в системе и быстро формируют картину расхода, остатка, прибыли – словом, бухгалтерского учета.

Предприятия, которые по тем или иным причинам не могут позволить себе достаточную степень автоматизации, практикуют суммовой учет. Его существенный минус в том, что после поступления товара на склад, фиксирования количества и формирования продажной цены отследить движение в розничных точках достаточно сложно (по сути, это работа «вручную» как для бухгалтера, так и для продавцов – по сопоставлению прихода и остатка). Бухгалтерский учет в этом случае исходит из суммы, на которую отпущен товар в магазин, и из стоимости ежедневно проданного товара (показатели снимаются с контрольно-кассового аппарата в конце дня).

Применение обоих видов бухгалтерского учета в розничной торговле на настоящий момент обусловлено разными причинами: количественно-суммового – желанием обеспечить максимальную прозрачность оборота товара и оперативность получения данных о его движении; суммового – самой возможностью таким образом получать данные о ходе продаж и – иногда – желанием бизнесменов сэкономить на оборудовании.