В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Централизованная бухгалтерия: спасение или наказание?

Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов: самостоятельное ведение бухгалтерии, образовав специальное подразделение или третий вариант - отдать бухгалтерию в руки специалистов на внутренний или внешний аутсорсинг. Для того, чтобы выбрать правильный способ ведения дел следует разобраться с особенностями каждого вида.

Цель - повышение эффективности и работоспособности учреждения

В 2010 году был кардинально изменен формат финансового обеспечения всех бюджетных учреждений. Финансирование в большей степени стало зависеть от объема услуг, которые предоставляет то или иное учреждение и какие государственные задания оно выполняет. Минфин РФ подчеркнул, что учреждение имеет право заключив договор передать функции ведения дел централизованной бухгалтерии.

Закон "О бухгалтерском учете" гласит, что каждый руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения должен иметь в штате должностное лицо (в большинстве случаев им выступает главный бухгалтер), которое будет нести ответственность за ведение бухгалтерии. В регионах РФ создаются специальные задания по оказанию услуг по бухучету в учреждениях (муниципальных и государственных). В числе заданий:
  1. финансовое планирование;
  2. ведение бюджетного учета;
  3. материально-техническое обслуживание.
Некоторые субъекты РФ славятся тем, что там уже действуют стандарты качества предоставления услуг бухгалтерского обслуживания учреждениям образовательного характера, учреждениям здравоохранения и культуры.

На сегодняшний день отношения учреждений, которые предоставляют услуги бухгалтерского характера и непосредственно учреждений, которым услуги оказываются, весьма двойственные. Организация бухучета лежит на учреждении медицинского, образовательного или другого учреждения, соответственно централизованная бухгалтерия должна предоставлять отчеты о своей деятельности и о проделанной работе. Однако, централизованная бухгалтерия довольно часто позиционирует себя как вышестоящий орган.

Есть предположения, что уже в недалеком будущем выполнять такие работы смогут и коммерческие организации. Это станет благоприятным моментом, ведь у централизованной бухгалтерии появятся конкуренты.

Формы и сущность централизации учета

Как правило, централизованная бухгалтерия - единое подразделение или даже организация, которая создана для выполнения задач по ведению бухгалтерского учета. Задача - организация полноценного бухгалтерского учета деятельности учреждений и/или филиалов учреждения. Централизованный бухучет может быть в трех формах:
  1. инсорсинг (учет ведется "на месте", внутри органа местного самоуправления, специальным подразделением);
  2. аутсорсинг (ведение учета налогового и бухгалтерского возложено на компанию, которая наделена полномочиями на ведение централизованной бухгалтерии);
  3. создание юридического лица органами местного самоуправления, на которое будет возложена функция ведения централизованной бухгалтерии.

Выбор формы ведения бухучета

Если какое-либо государственное (или муниципальное) учреждение ведет обширную внебюджетную деятельность, то самым лучшим вариантом будет возложить ведение бухучета на собственную бухгалтерию. Если же наоборот, внебюджетной деятельности не много, то лучше привлечь для аутсорсинга централизованную бухгалтерию.

Централизованная бухгалтерия имеет ряд плюсов:
  1. отсутствие необходимости принимать в штат, заниматься поиском бухгалтеров;
  2. учреждение не тратит никакие средства на оплату расходов на содержание собственной бухгалтерии;
  3. руководитель не несет какой-либо ответственности за несоблюдение правил о повышении квалификации бухгалтеров;
  4. в случае проведения проверок органами контроля ответственность за нарушения несет не только руководитель учреждения, но и сотрудники централизованной бухгалтерии.
Однако, стоит сказать и о минусах сотрудничества с централизованной бухгалтерией:
  1. довольно часто централизованная бухгалтерия ограничивает руководителей муниципальных (государственных) учреждений распоряжаться финансами;
  2. решение различных финансовых вопросов не всегда принимается руководителем в автономном режиме (централизованная бухгалтерия может распределять средства между разными организациями по своей выработанной стратегии);
  3. централизованные бухгалтерии могут не одобрить некоторые проекты и инициативы по модернизации учреждения, и в таком случае не будут предоставлены денежные средства на реализацию такого проекта.
href