В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

С 2006 года ужесточились требования к расходованию средств. Закупки товаров, работ, услуг, превышающие 60 000 рублей, необходимо осуществлять только н

С 2006 года ужесточились требования к расходованию средств. Закупки товаров, работ, услуг, превышающие 60 000 рублей, необходимо осуществлять только на конкурсной основе. Можно ли производить расходы без проведения конкурсных процедур?

С 1 января 2006 года Федеральным законом N 94-ФЗ*(1) установлены новые правила размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Согласно этому закону государственный или муниципальный заказ на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг обязательно оформляется в том случае, если сумма поставки превышает установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время этот размер составляет
60 000 руб. (утвержден Указанием ЦБ РФ N 1050-У*(2)).

Государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

В то же время порядок расходования учреждением денежных средств для обеспечения собственной деятельности регламентирован положениями ст. 70 и 71 БК РФ. В частности, согласно ст. 71 БК РФ все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 руб.) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

В связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами о пределах и порядке реализации государственным или муниципальным учреждением полномочий по расходованию выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности Президиум ВАС РФ дал разъяснения*(3), в которых определено, что учреждение расходует денежные средства на товары, работы и услуги по двум основным направлениям:

- для собственных нужд;

- в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 руб., осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом.

От договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону N 94-ФЗ.

На основании ст. 3 этого закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или
субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности последних в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Перечень вопросов местного значения установлен ст. 15, 16 Федерального закона N 131-ФЗ*(4) для муниципального района и городского округа соответственно. В частности, к вопросам местного значения отнесена организация:

- предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа;

- отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, благодаря разъяснениям Пленума ВАС РФ расходы, превышающие 60 000 руб. (но не более 200 000 руб.), которые можно производить без проведения конкурсных процедур, подразделяются на затраты, которые относятся к государственным (муниципальным) нуждам и собственным нуждам учреждения.

Вот какая трактовка содержится, например, в Разъяснительном письме администрации г. Нижнего Новгорода от 29.09.2006 N 09-757/ис со ссылкой на Нижегородское управление федеральной
антимонопольной службы России, являющейся уполномоченной на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти: приобретение учебных пособий образовательным учреждением, медикаментов лечебным учреждением является муниципальными нуждами. А потребность того же образовательного учреждения в доработке автомобиля до определенных качественных характеристик (антикоррозийная обработка, вибро- и шумоизоляция и т.п.) может рассматриваться как собственная нужда учреждения.

Как видим, каких-либо принципов отнесения расходов к муниципальным нуждам или собственным нуждам учреждения не предлагается, поэтому на практике до издания разъяснений ВАС РФ или Минфином эти вопросы будут решаться по мере их возникновения индивидуально по усмотрению чиновников органов местного самоуправления и региональных органов власти. В частности, об этом прямо говорится в названном разъяснительном письме: при возникновении трудностей при определении целей размещения заказа (для собственных или муниципальных нужд) за разъяснениями обращаться в департамент экономики, планирования, промышленности и предпринимательства и департамент правовой работы администрации города Нижнего Новгорода.

В отношении использования доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также должны применяться положения Федерального закона N 94-ФЗ. Статьей 1 определено, что данный закон распространяется не только на бюджетные средства, но и на “внебюджетные источники финансирования“. При этом согласно ст. 41 БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются неналоговыми доходами бюджетов соответствующего уровня. Несмотря на то, что на практике норма о зачислении в бюджет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности далеко не всегда выполняется в полной мере (хотя в части доходов от аренды выполняется практически во всех регионах), это не исключает необходимости соблюдения норм о конкурсном порядке использования таких доходов.

А. Вифлеемский,

к.э.н., директор Нижегородского Центра экономики образования

1 марта
2007 г.

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 3, март 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

*(2) Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ по одной сделке“.

*(3) Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 “О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации“.

*(4) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.