В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Закрытие счетов

Закрытие счетов


См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета “1С“

В Плане счетов бюджетного учета многие аналитические счета имеют по два “накопительных“ субсчета по кодам Классификации операций сектора государственного управления. Один из этих счетов предназначен для отражения оборотов по увеличению стоимости активов (обязательств) бюджетного учреждения, другой - для отражения оборотов по их уменьшению. Такими счетами являются:

счета раздела 1 “Нефинансовые активы“;

счета раздела 2 “Финансовые активы“ (за исключением счета 0 210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов“);

счета раздела 3 “Обязательства“ (за исключением счетов 0 304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“, 0 304
05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“ и 0 307 00 000 “Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов“).

Порядок закрытия “накопительных“ счетов Инструкцией по бюджетному учету N 70н не регламентируется. В течение года на счетах увеличения и уменьшения стоимости активов (обязательств) накапливаются соответствующие обороты по счетам. В конце года остатки по таким счетам “аннулируются“ и не переносятся на начало следующего отчетного периода. Таким образом, такие счета имеют остатки на конец года, но не имеют остатков на начало года.

В Плане счетов бюджетного учета есть счета, которые в обязательном порядке подлежат закрытию в конце каждого отчетного финансового года. К этим счетам относятся счета расчетов с органами, организующими исполнение бюджета, счета учета внутренних расчетов между распорядителями и получателями бюджетных средств, а также счета учета текущих доходов и расходов учреждения.

Все эти счета подлежат закрытию на финансовый результат прошлых отчетных периодов. Таким образом, остатки по перечисленным счетам соответствующим образом либо увеличат, либо уменьшат остаток по счету 0 401 03 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов“.

Бухгалтерские записи

Согласно Инструкции по бюджетному учету по окончании финансового года при заключении счетов необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Дебет 0 304 04 000
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“
Кредит 0 201 01 000
“Денежные средства учреждения на банковских счетах“
- возврат получателем неиспользованных средств бюджета;

Дебет 0 201 01 000
“Денежные средства учреждения на банковских счетах“
Кредит 0 304 04 000
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“
- получение распорядителем не использованных получателями средств бюджета;

Дебет 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
Кредит
0 304 04 000
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“
- списание распорядителем использованных средств бюджета на основании отчетности получателей;

Дебет 0 304 04 000
“Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“
Кредит 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
- списание средств бюджета, использованных получателем бюджетных средств;

Дебет 0 401 01 100
“Доходы учреждения“
Кредит 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
- списание в конце года начисленных доходов на финансовый результат;

Дебет 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
Кредит 0 401 01 200
“Расходы учреждения“
- списание в конце года начисленных расходов на финансовый результат;

Дебет 0 304 05 000
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“
Кредит 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
- закрытие в конце года счетов расчетов с органами, организующими исполнение бюджета, по платежам из бюджета;

Дебет 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
Кредит 0 210 02 000
“Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов“
- закрытие в конце года расчетов с органами, организующими исполнение бюджета, по поступлениям в бюджет;

Дебет 0 401 02 100
“Доходы резервного фонда“
Кредит 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
- списание в конце года начисленных доходов резервного фонда на финансовый результат;

Дебет 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“
Кредит 0 401 02 200
“Расходы резервного фонда“
- списание в конце года начисленных расходов резервного фонда на финансовый результат.

Справка к балансу

При составлении годовой бюджетной отчетности учреждение обязано составить “Справку к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года“ (ф. 0503130).

Справка позволяет проверить правильность формирования баланса и закрытия счетов. Форма большая по объему, поскольку рабочих счетов
в каждом бюджетном учреждении много, но простая по заполнению.

В графе 1 отражаются 9-значные коды счетов рабочего Плана счетов бюджетного учета. Обратите внимание, что эта графа называется “Номер счета бюджетного учета“, и в соответствии с названием нужно было бы выводить 26-значный номер счета, но поскольку в балансе отражаются данные по 9-значным счетам, то и в справке отражаются именно коды, а не номера счетов.

В графах 2-5 отражаются остатки по счетам учета до проведения заключительных записей (гр. 2-3 - по бюджетным средствам, гр. 3-4 - по внебюджетным средствам).

В графах 6-9 указывается корреспонденция счетов при закрытии счета (гр. 6-7 - по бюджетным средствам, гр. 8-9 - по внебюджетным средствам).

В графах 1-13 отражается остаток по счету 0 401 03 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов“ (гр. 10, 12 - дебетовый, гр. 11, 13 - кредитовый).

Инструкция N 5н

По состоянию на 1 января данные по счетам, подлежащим закрытию, в форме 0503130 “Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета“ (строки 342, 444, 445, 480, 481, 482, 490, 491 и 492) не отражаются. Это требование Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н.

В Инструкции N 5н указано, что в связи с заключением счетов в конце отчетного года, по состоянию на 1 января не предусмотрено наличие остатков по следующим счетам бюджетного учета:

по счету 0 107 00 000 “Нефинансовые активы в пути“, на аналитических счетах которого отражается стоимость объектов ОС, нематериальных активов и материальных запасов, оплаченных вышестоящим распорядителем бюджетных средств и отгруженных поставщиками, но
не поступивших к концу отчетного месяца в бюджетное учреждение, в том числе в рамках операций по централизованному снабжению;

по счету 0 201 01 000 “Денежные средства учреждения на банковских счетах“ только в части остатков бюджетных средств;

по счету 0 201 03 000 “Денежные средства в пути“, на котором учитываются средства, перечисленные органами, организующими исполнение бюджета, вышестоящими главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета, но полученные получателем средств бюджета в следующем месяце, а также при переводе с одного счета на другой;

по счету 0 201 04 000 “Касса“, на котором отражается движение наличных денежных средств в кассе получателя средств бюджета;

по счету 0 201 07 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте“, на котором отражается движение денежных средств учреждения в иностранной валюте. Наличие остатка разрешено только для получателей средств бюджета, находящихся за пределами России.

В изменениях и дополнениях в Инструкцию N 5н (на текущий момент официально не утверждены) требования об отсутствии остатка денежных средств по состоянию на 1 января для счетов 0 201 03 000 “Денежные средства в пути“ и 0 201 04 000 “Касса“ отменены. В форме Справки по закрытию счетов бюджетного учета наименование графы 1 “Наименование счета бюджетного учета“ изменено на “Код счета бюджетного учета“.

Справка к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного
финансового года

-------------------T-------------------------------------T----------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Номер счета ¦ Остаток на 1 января (до ¦ Заключительные записи по счету ¦
¦ бюджетного учета ¦ заключительных записей) ¦ ¦
¦ ¦ +-----------------------------------T--------------------------T------------T------------+
¦ ¦ ¦ ¦ номер счета¦040103000 ¦ ¦
¦ +------------------T------------------+-----------------T-----------------+--------------------------+------------+------------+
¦ ¦бюджетные средства¦ внебюджетные ¦ бюджетные ¦ внебюджетные ¦ бюджетные средства ¦ внебюджетные средства ¦
¦ ¦ ¦ средства ¦ средства ¦ средства ¦ ¦ ¦
¦ +--------T---------+--------T---------+--------T--------+--------T--------+-------------T------------+------------T------------+
¦ ¦ по дт ¦ по кд ¦ по дт ¦ по кд ¦ по дт ¦ по кд ¦ по дт ¦ по кд ¦ по дт ¦ по кд ¦ по дт ¦ по кд ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+------------+
Итого¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+---------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+-------------+------------+------------+-------------

Руководитель ______________________ _____________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Главный бухгалтер _________________ _____________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
“___“_______________ 200___ г.

Данная справка позволяет проверить правильность формирования баланса и закрытия счетов

“1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“

В программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ учет в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления ведется по каждому счету с помощью аналитических счетов - Субконто2 “КОСГУ“. Как отмечалось выше, субсчета по кодам классификации операций сектора государственного управления, предназначенные для отражения увеличения (уменьшения), поступления (выбытия), фактически являются накопительными регистрами в пределах года, на начало года остатков по ним быть не должно. Поэтому по счетам, по которым открыты субсчета для отражения увеличения (уменьшения), поступления (выбытия), Субконто2 “КОСГУ“ - оборотное. По оборотным субконто можно получить обороты за любой период времени. Остатки по оборотным субконто не выводятся и не хранятся. В связи с этим отпадает необходимость закрытия счетов по кодам КОСГУ.

Согласно пункту 229 Инструкции по бюджетному учету счета раздела 5 “Санкционирование расходов бюджетов“ ведутся в течение финансового (бюджетного) года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год не переходят. Инструкция по бюджетному учету не содержит порядка отражения закрытия счетов раздела 5.

В программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ эти счета следует закрыть. Остатков на 1 января следующего финансового года по счетам раздела 5 не должно быть. Полагаем, что закрытие счетов при завершении финансового года можно отразить по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 04 000 “Переданные лимиты бюджетных обязательств“ и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 501 05 000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“.

Для закрытия счетов 1 501 04 000 “Переданные лимиты бюджетных обязательств“ и 1 501 05 000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“ применяется документ “Закрытие счета 501.04“. При проведении документа формируются такие проводки:

Дебет 1 501 04 000
“Переданные лимиты бюджетных обязательств“
Кредит 1 501 05 000
“Полученные лимиты бюджетных обязательств“
- по каждому коду ФКР и ЭКР, по которым были остатки.

В программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ для формирования заключительных записей предназначены следующие документы:

“Списание с лицевого счета“ - возврат получателем (распорядителем) неиспользованных средств бюджета с банковских счетов (операция N 1);

“Поступление на лицевой счет“ - получение распорядителем не использованных получателями средств бюджета (операция N 2);

“Закрытие года“ - для автоматического формирования остальных операций по заключению счетов текущего отчетного года (операции N 3-8). Данный документ вводится 31 декабря после оформления всех операций.

Справка к балансу будет включена в комплект регламентированных отчетов за 2005 год, также будет предусмотрено ее автоматическое заполнение.

Положительный эффект от централизованного снабжения бюджетных учреждений различным имуществом достигается за счет снижения закупочных цен на него в связи с более крупными партиями, а также за счет единого характера используемого в финансово-хозяйственной деятельности нескольких учреждений имущества, что позволяет унифицировать технологические процессы оказания однородных услуг.

При централизованном снабжении подведомственных бюджетных учреждений нефинансовыми активами вышестоящий орган самостоятельно производит оплату данного имущества поставщикам. При этом в документах на отгрузку имущества в качестве грузополучателя указывается соответствующее подведомственное бюджетное учреждение.

Об оплате и отгрузке в его адрес имущества вышестоящий орган сообщает подведомственному учреждению Извещением (ф. 0504805), оформляемым в двух экземплярах. Одновременно стоимость отгруженного в адрес учреждения имущества отражается вышестоящим органом на забалансовом счете 05 “Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению“. После получения от бюджетного учреждения второго экземпляра Извещения с отметками о получении имущества и отражении его стоимости в бюджетном учете вышестоящий орган списывает указанную стоимость с забалансового счета 05. Учитывая сквозной характер ведения бюджетного учета, обеспечить правильное отражение стоимости поставляемого в порядке централизованного снабжения имущества сложнее. Распорядитель должен довести до подведомственного учреждения информацию об источнике финансирования приобретения данного имущества (как правило, в виде отметки в Извещении на отгрузку и оплату имущества).

Кроме того, если централизованная оплата имущества для бюджетных учреждений осуществляется вышестоящим органом в счет выполнения доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, данный орган обязан оформить установленное порядком (через орган Федерального казначейства) аннулирование на сумму централизованной оплаты соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

К.В. Сергеева,

Фирма “1С“

“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2005 г.