В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

О Стабилизационном фонде

События. Факты. Прогнозы

Министр финансов Алексей Кудрин вновь высказался против использования средств Стабилизационного фонда (далее - фонд) внутри страны, выступая в Финансовой академии при Правительстве РФ на Конференции по перспективам экономического образования в России. Глава Минфина напомнил, что в настоящее время существуют мнения о возможности потратить средства фонда сверх базового объема в 500 млрд руб. на повышение зарплат и пенсий, а также на инфраструктурные проекты. “Безусловно, Стабилизационный фонд не может служить для этих целей, - подчеркнул Кудрин. - Во-первых, этот источник может иссякнуть в случае падения мировых цен на нефть, а во-вторых, расходование фонда внутри страны может увеличить инфляцию“. По расчетам Минфина,
при нынешнем уровне цен на нефть, использование внутри страны 100-150 млрд руб. из фонда может дать дополнительно до 1% инфляции. “То есть, решив одну частную проблему, мы обложим всех дополнительным инфляционным налогом“, - отметил Кудрин.

Он еще раз заявил, что наиболее целесообразно расходовать средства фонда на досрочное погашение внешнего долга. Глава Минфина напомнил, что внешний долг России в четыре раза дороже по обслуживанию, чем, например, долг США. Обслуживание внешнего долга в среднем обходится России в 6-7% годовых в валюте. Так, в 2005 г. в счет процентов по обслуживанию внешнего долга будет выплачено 7 млрд дол., или 192 млрд руб., что сопоставимо по объему с годовым размером финансирования образования, культуры и СМИ.“Если бы мы не платили этих денег, мы могли бы их сохранить для других целей“, - подчеркнул Кудрин. По его словам, досрочное погашение 10-15 млрд дол. позволит высвободить средства в объеме 1 млрд дол. в год. Он сообщил, что пока никаких решений на этот счет не принято. “Такая политика нами оценивается (по досрочному погашению внешнего долга), но еще не было никаких решений, кроме погашения долга перед МВФ“, - сказал глава Минфина. 31 января текущего года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ в объеме 3,3 млрд дол. за счет средств фонда. Объем средств фонда на 1 марта текущего года составил 707,5 млрд руб. За февраль фонд пополнился на 60,3 млрд руб.

Инфляция на ближайшие годы

“Мы по-прежнему сохраняем целевые ориентиры по инфляции: в следующем году - 7%, в последующем (2007 г.) - 6,5% и дальше - до 5% в последующие три года“, -
сказал глава Минфина России. “Это достижимо, несмотря на высокие цены на нефть, которые работают в другую сторону“, - считает министр. Позже в беседе с журналистами Кудрин подтвердил последние прогнозы Минфина по уровню инфляции на текущий год. По его словам, в качестве базового прогноза на 2005 г. по-прежнему рассматривается уровень инфляции в 8,5%, однако Минфин допускает повышение этого показателя до 10%.

О прогрессивной ставке подоходного налога

В Минфине России выступают против введения прогрессивной ставки подоходного налога. “На этом историческом этапе единая ставка (подоходного налога) оправдывает себя“, - заявил Алексей Кудрин. Он напомнил, что в первый же год введения единой ставки подоходного налога “пошла массовая легализация доходов“, тогда как до установления единой ставки значительная часть доходов скрывалась. Кудрин привел в пример российских миллиардеров. “Это те, кто легализовал свой доход и заплатил с него налоги, а раньше этого не было: Нужно создавать такие налоги, от которых уходить было бы невыгодно“, - подчеркнул он.

О налоговой реформе

Меры налоговой реформы, которые будут введены с 2006 г., позволят высвободить в следующем году для предприятий 230 млрд руб., заявил Алексей Кудрин, выступая на Конференции по перспективам экономического образования в России. Он напомнил, что с 2006 г. будут предприняты меры налоговой реформы, стимулирующие инвестиционный спрос. В частности, будет ускорено возмещение НДС по объектам капитального строительства, что позволит высвободить 5 млрд дол., также будет введена амортизационная премия в виде отнесения на затраты 10% стоимости вводимого в строй оборудования. Кроме того, будут предоставлены дополнительные возможности по переносу убытков на будущее для снижения налогооблагаемой базы, сняты ограничения по учету затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы.. С 2007 г. будет введено автоматическое возмещение НДС экспортерам, что позволит оставить у предприятий 240 млрд руб. А. Кудрин подчеркнул, что предлагаемые меры будут гораздо эффективнее, чем радикальное снижение ставки НДС. В случае снижения налога высвобождающиеся средства в большей степени использовались бы на потребление, а не на инвестиции, что усилило бы эффект перегрева в российской экономике. Министр также высказался против предлагаемой отдельными экспертами отмены НДС и замены его на налог с продаж. Он напомнил, что этими экспертами приводится такой аргумент в пользу отмены НДС - в США этот налог отсутствует, а вместо него собирается налог с продаж. Кудрин подчеркнул, что две недели назад председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен заявил о необходимости ввести НДС в Соединенных Штатах, в то время как Европейский союз идет по пути классификации налоговой системы, а не отмены НДС. В целом, напомнил министр, число налогов в РФ в 2005 г. сократилось с 54, которые существовали до начала налоговой реформы, до 16; число специальных налоговых режимов выросло с 2 до 4. Одновременно число федеральных налогов сократилось с 23 до 10. “То есть за пять лет в целом мы прошли с 54 до 20 видов обязательных налогов и платежей“, - подчеркнул министр.

О бюджетах в регионах

Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 2005 г., не вызвали сокращения налоговой базы регионов РФ, собственные доходы консолидированных бюджетов которых за январь-февраль, даже без учета поступления налоговой задолженности “ЮКОСа“, выросли на 19,3%, сообщил директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Антон Силуанов. “Изменения налогового законодательства, а это и централизация на федеральном уровне
1,5% пункта налога на прибыль, водного налога, значительная централизация НДПИ, в целом не повлияли на сбор доходов региональных бюджетов“, - сказал он. По словам Силуанова, основу доходной базы субъектов РФ формируют, прежде всего, поступления подоходного налога, налога на прибыль и налога на имущество, которые и обеспечили рост собственных доходов региональных бюджетов. Собственные доходы консолидированных бюджетов регионов РФ (налоговые и неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов без учета финансовой помощи) за 2 месяца 2005 г. возросли на 84% к аналогичному периоду прошлого года и достигли 336,2 млрд руб. по сравнению с 183,2 млрд руб. в прошлом году. “На первый взгляд, рост беспрецедентный, но здесь не надо питать иллюзий. Дело в том, что у двух субъектов - Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) и Тюменской области - доходы бюджетов в январе-феврале выросли соответственно в 9 и 10 раз, и, наверное, не нужно объяснять, почему (в бюджеты этих регионов поступила часть налоговой задолженности, взысканной с “ЮКОСа), - пояснил А. Силуанов. По его словам, собственные доходы бюджета ХМАО за 2 месяца 2005 г. составили 97,4 млрд руб. по сравнению с 10,6 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, Тюменской области - 37,2 млрд руб. по сравнению с 3,5 млрд руб. “Но даже если не брать эти два региона и сделать реальное сопоставление, то рост собственных доходов консолидированных бюджетов регионов РФ за 2 месяца 2005 г. составил 19,3%“, - подчеркнул директор департамента. В целом, по его словам, общий объем доходов консолидированных бюджетов регионов, включая их собственные доходы и финансовую помощь бюджетов других уровней, вырос к аналогичному периоду
прошлого года на 80% и составил 421,6 млрд руб. В том числе поступления в сумме 134 млрд руб. обеспечили ХМАО и Тюменская область, причем ХМАО по уровню доходов обогнал Москву, доходы бюджета которой за 2 месяца составили 47 млрд руб. Расходы консолидированных бюджетов регионов РФ за январь-февраль 2005 г. составили 280,5 млрд руб., профицит - 141,1 млрд. руб., из которого 111,6 - профицит ХМАО и Тюменской области, сообщил А. Силуанов.

О реструктуризации бюджетных ссуд

Ряд российских регионов уже нарушили заключенные с начала этого года с Минфином России соглашения о реструктуризации бюджетных ссуд, допустив возникновение задолженности по зарплате бюджетникам, сообщил директор департамента межбюджетных отношений Минфина России Антон Силуанов. Это Костромская, Мурманская, Нижегородская, Камчатская области, Карелия. Он напомнил, что согласно закону о федеральном бюджете на 2005 г. право на заключение соглашений с Минфином о реструктуризации бюджетных ссуд на три года получили регионы, у которых задолженность не превышает 1% от доходов. При этом соглашение допускает списание до 90% этой задолженности в течение трех лет. “Но “пряник“ в виде списания дается лишь в том случае, если регион в течение трех лет проводит жесткую бюджетную политику, не допуская возникновения задолженности по социальным выплатам, сокращая задолженность по начислениям по заработной плате и т.д.“, - подчеркнул Силуанов, отметив, что Минфин будет вести мониторинг выполнения условия об отсутствии задолженности ежеквартально. Если на первое число квартала регионы, накопившие задолженность, ее сохранят, то Минфин будет осуществлять взыскание обязательств по ссудам, приходящимся на этот квартал. В целом, по его словам, Минфин России заключил соглашения о реструктуризации бюджетных ссуд на общую сумму 10,9 млрд
руб. с 18 субъектами РФ. В их число вошли Воронежская, Костромская, Курская, Орловская, Мурманская, Новгородская, Астраханская, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская, Камчатская области, Карелия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Тыва, Красноярский край, Корякский АО.

Долг по зарплате бюджетникам

Долг по зарплате бюджетникам, финансируемым из региональных и местных бюджетов РФ, на 1 марта 2005 г. составил 437,4 млн руб. по сравнению с 672,1 млн руб. на 1 февраля и 299,5 млн руб. на 1 января этого года, сообщил директор департамента межбюджетных отношений Антон Силуанов. Он подчеркнул, что, несмотря на общее снижение этого показателя к 1 марта, по ряду регионов наметился его рост. Директор департамента пояснил, что на 1 января и 1 февраля значительную долю в общей задолженности перед региональными бюджетниками составлял долг Чечни - соответственно 246,9 и 304,3 млн руб. “Значительная задолженность бюджетникам в Чечне была связана с проблемами кассового исполнения бюджета и отсутствием в начале года утвержденного бюджета республики. Долг по зарплате, попадающий в отчетность на 1-е число, в начале месяца погашался“, - отметил представитель Минфина. Он подчеркнул, что эта нестыковка была урегулирована уже в марте текущего года, в результате чего к 1 марта задолженность по зарплате бюджетникам в Чечне была полностью ликвидирована и, таким образом, произошел прирост ее показателя по ряду других регионов. По словам А. Силуанова, “передовиками“ по накоплению долгов по зарплате бюджетникам, по итогам января-февраля, стали Сахалинская область (86,6 млн рублей), Волгоградская область (76,3), Иркутская область (41,8), Амурская область (32,9), Алтайский край (32,3), Тульская область (23,7), Мордовия (21,9), Мурманская область (18,2), Ленинградская область (16,6 млн руб.). “Когда разговариваешь с представителями этих регионов,
они заявляют, что по областному бюджету нет задолженности, а имеющийся долг по зарплате - это задолженность муниципалитетов. Мы же все это классифицируем как плохую административную работу регионов, поскольку было бы желание - можно было все подправить, проводя необходимую работу с органами самоуправления муниципалитетов“, - заявил А. Силуанов. По его словам, в среднем по России доля зарплат бюджетникам в доходах региональных бюджетов составляет за 2 месяца этого года порядка 30%. Причем у ряда регионов этот показатель гораздо выше, например в Карелии - 68%, Калмыкии - 66%, Ульяновской области - 63%, однако они справляются с выплатой зарплат своим бюджетникам. “Если же посмотреть напряженность исполнения бюджета регионов “передовиков“, у которых имеются долги по зарплате, доля заработной платы в доходах областного бюджета не превышает 50%“, - подчеркнул А. Силуанов.

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 9, май 2005 г.