Оценка работы персонала (Окончание)
“Управление персоналом“, 2008, N 13
ОЦЕНКА РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА
(Практическое пособие для руководителей)
(Окончание. Начало см. “Управление персоналом“, 2008, N 12)
Основные управленческие компетенции
Говоря о потенциале руководителя, о его способности в перспективе решать более сложные управленческие задачи, чем те, которые он решал до последнего времени, в первую очередь необходимо оценить уровень развития управленческих компетенций. К важнейшим управленческим компетенциям, особенно востребованным в процессе работы руководителя и в значительной степени определяющим его профессиональную успешность, можно отнести следующие:
1. Уровень квалификации, знание своей работы:
- наличие высшего образования, соответствующего основному направлению работы;
- достаточный для успешного выполнения управленческих функций профессиональный опыт (в том числе и опыт руководящей работы);
- хорошая ориентация в смежных областях, важных для успешного руководства (финансы, маркетинг, логистика и др.);
- владение методами, способными обеспечить успех возглавляемого им подразделения.
2. Оптимизация процесса управления людьми:
- способность к правильной расстановке кадров:
- постановка целей и определение приоритетов;
- определение полномочий и ответственности;
- планирование работы подчиненных и др.
3. Ориентация на результат:
- решительность в реализации намеченного;
- упорство при решении возникающих проблем;
- способность пойти на разумный (обоснованный) риск в работе;
- поддержка инициатив подчиненных и собственная способность к проявлению инициативы в решении управленческих задач.
4. Формирование сплоченной команды:
- подбор членов команды;
- создание условий для успешной работы команды;
- поддержание на высоком уровне собственного авторитета в глазах членов команды;
- формирование у членов команды приверженности своей команде.
5. Анализ проблем и принятие решений:
- сбор информации и анализ информации, выделение существенной информации и группировка информации по категориям;
- анализ проблем и затруднений, снижающих эффективность работы;
- выработка альтернативных решений;
- разработка критериев оценки альтернатив и выбор оптимального решения.
6. Обмен информацией с подчиненными:
- подготовка письменных распоряжений и отчетов;
- проведение совещаний;
- умение выступать перед аудиторией;
- личное общение.
7. Поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне:
- четкая постановка целей и задач;
- четкость в определении требований к работе (к будущим результатам);
- обеспечение необходимыми ресурсами;
- контроль исполнения.
8. Мотивация труда подчиненных:
- способность выявить индивидуальные предпочтения подчиненных в отношении материальных и моральных стимулов;
- способность воодушевить подчиненных на достижение поставленных целей;
- умение использовать средства материального и морального стимулирования;
- способность добиться высокого уровня сотрудничества от подчиненных.
9. Помощь подчиненным:
- индивидуальный подход к подчиненным;
- учет затруднений, с которыми сталкивается подчиненный в своей работе;
- готовность оказать подчиненному необходимую помощь, если тот ее запрашивает;
- формирование климата сотрудничества с подчиненными.
10. Эффективное использование руководителем собственного потенциала:
- планирование собственной карьеры;
- постоянная работа по собственному профессиональному развитию;
- планирование времени и умение хорошо организовать свою собственную работу;
- умение поддерживать на высоком уровне собственную работоспособность.
Конечно, перечисленные выше компетенции не перекрывают все содержание работы руководителя. В некоторых случаях работа руководителя может требовать наличия дополнительных компетенций, связанных со спецификой деятельности организации или возглавляемого подразделения.
Примечание. Опыт лучших западных компаний
Показатели оценки управляющих в банке “Чейз Манхеттен“
Количество показателей, включенных в систему оценки, для работников среднего звена управления - 15. Они характеризуют следующие навыки:
- Планирование и координация.
- Управление в кризисных ситуациях.
- Администрирование.
- Обучение подчиненных.
- Контроль за деятельностью подчиненных и делегированием полномочий.
- Мотивацию подчиненных.
- Обучение.
- Обеспечение здорового морально-психологического климата и соблюдение подчиненными правил безопасности.
- Коммуникации.
- Координацию усилий и кооперацию в использовании организационных ресурсов.
- Представительства вне организации.
- Настойчивость в достижении цели.
- Приверженность целям и политике корпорации.
- Профессионализм и эффективное применение специальных знаний.
- Отношение к новому.
Они характеризуют, по мнению разработчиков из “Контрол дейта“, четыре сферы компетентности менеджера, а именно:
- навыки планирования и организации;
- навыки работы с кадрами;
- навыки общения;
- личностные качества.
По каждому показателю установлено два стандарта. Первый характеризует хорошее исполнение, второй - выдающееся. Оценка результатов труда работника состоит в соотнесении достигнутых результатов с этими двумя стандартами.
При оценке работы руководителей среднего звена на первый план выходит не сам процесс реализации управленческих функций, а ряд показателей, свидетельствующих об успешности решения руководителями задач, поставленных перед их подразделениями. Это могут быть и финансовые показатели, и количество произведенной продукции, и ее качество, и объем реализации готовой продукции. При оценке управленческой деятельности руководителей высшего звена в качестве таких показателей могут выступать уровень использования основных и оборотных фондов, экономия ресурсов, прямые и косвенные затраты и т.п. Кроме того, в основу оценки кладется список требований организации к руководителю или список решаемых им задач.
При оценке этих задач учитывается:
- характер задач;
- время, затраченное на их решение;
- успешность решения поставленных задач;
- ресурсы, потраченные на решение задач;
- сложность задач;
- отношение самого руководителя к стоящим перед ним задачам.
Деловые и личные качества руководителя
Оценивая деловые и личные качества руководителя, мы можем рассматривать их в контексте важных для успешного руководства компетенций. Суть оценки деловых и личных качеств руководителя состоит в определении уровня развития личностных качеств и черт характера, способствующих успеху в решении управленческих задач.
М.И.Магура
М.Б.Курбатова
Подписано в печать
27.06.2008