Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций
“Управление персоналом“, 2009, N 7
РОЛЬ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКА В АДАПТИВНОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
На решение задачи повышения эффективности общественного производства в той или иной мере должны быть направлены все составляющие системы управления экономикой [5]. Для максимилизации работы всей системы необходимо эффективное функционирование каждого ее элемента. Поэтому предприятиям и организациям необходимо адаптировать свою деятельность к сложившейся ситуации в стране.
В настоящее время повышенное внимание ученых уделяется проблеме адаптации, которой посвящено немало научных трудов. Теория адаптации привлекает внимание представителей многих отраслей науки, в том числе специалистов, работающих в сфере экономики и менеджмента.
Изучив современную литературу по данной тематике, можно сделать вывод, что под адаптацией в экономике следует понимать приспособление экономических субъектов к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с целью повышения эффективности производства, а также получения стабильной прибыли и ее прироста. На наш взгляд, под адаптивным развитием предприятия может подразумеваться развитие предприятия в целом, то есть получение положительного экономического результата в виде роста объемов продаж, увеличения рыночной доли, возрастания доходности капитала и т.д., а также накопление определенного опыта для быстрой и эффективной адаптации предприятия при неблагоприятном воздействии внешней среды.
Для решения многих проблем, стоящих перед предприятием в период его адаптивного развития, особое внимание необходимо уделять вопросам разработки и внедрения инноваций как в сфере производства, так и в сфере управления, так как за счет них предприятие может повысить свою эффективность и конкурентоспособность. Нововведения в настоящее время становятся необходимым условием для эффективной работы предпринимателей не только в момент оздоровления предприятия, но и когда организация находится на пике своей активности, так как они способствуют получению более высокой прибыли [2]. Отметим, что в условиях кризиса выживание на рынке возможно только при условии непрерывных улучшений как в структуре выпуска товаров, так и в технологии их производства [3].
Введение нового механизма хозяйствования или управления, внедрение различных организационных и производственных инноваций сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив. В связи с этим многим сотрудникам приходится переживать, так же как и самому предприятию, процесс адаптации. В самом общем виде адаптация персонала к изменениям - это процесс приспособления работников к изменениям условий внешней и внутренней среды на предприятии. А в современном, динамично развивающемся обществе, в условиях жесткой конкуренции эта среда меняется постоянно [1].
Для более быстрой адаптации работников требуется разработка эффективной программы адаптации и ориентации работников на новом рабочем месте, которая должна быть тщательно спланирована, обладать ясным содержанием с четким определением роли участников процесса.
Заметим, что чем быстрее работник сможет адаптироваться к новым условиям на предприятии, тем раньше он начнет работать наиболее эффективно, а следовательно, это приведет к более быстрому адаптивному развитию самого предприятия. В связи с этим можно предположить, что адаптация предприятия начнется только в том случае, когда работники, адаптирующиеся к инновациям, пройдут хотя бы половину этого процесса. На рис. 1 отображена схематично взаимосвязь процесса адаптации работников и предприятия.
Процесс адаптации, где T - время; L - степень адаптивности
L адаптация предприятия
/¦ * *
¦ *
m -+- - - - - - - - - - - - - - - - -*
¦ ¦
¦ *
¦адаптация работника ¦
¦ * @ @
10 + - - - - - - - -@ ¦
¦ ¦
5 + - - - -¬* @ ¦
¦ ¦
¦ @ ¦ ¦
+*-------+-------+----------------+--------------------------------->
¦ kn 2n T
¦@
¦
Рис. 1
После введения инноваций на предприятии необходимо оценивать степень адаптивности работников по 10-балльной шкале, опираясь на основные аспекты адаптации работника, представленные в табл. 1 [4].
Таблица 1. Основные аспекты оценки адаптации работника
Аспекты адаптации Расшифровка Вопросы
Корпоративная
адаптация Вопросы, связанные
с организацией
деятельности компании
при внедрении
нововведений Каковы стратегические
цели и приоритеты
компании? Кто принимает
решения? Где и какие
расположены
подразделения? Какова
периодичность
и технология планирования
и отчетности? Какие
действуют процедуры,
регламенты?
Техническая
(технологическая)
адаптация При введении инноваций
на предприятии
используется новый набор
техники и программного
обеспечения Запомнить новый пароль,
освоить новую модель
используемой техники,
разобраться в системе
хранения информации
Профессиональная
адаптация Связана
с профессиональной
стороной деятельности
сотрудника в организации Хватает ли работнику
знаний, умений и навыков
или требуется
дополнительное обучение?
Психофизиологическая
адаптация Приспособление к новому
режиму труда и отдыха Сменный график работы,
график работы сдвинут,
ненормированный рабочий
день, длительные
командировки
В результате оценки можно выявить, что через промежуток времени k адаптацию сотрудников организации к новым условиям можно оценить на 5 баллов. В этот момент начинается, по нашему мнению, процесс адаптации предприятия. Через промежуток времени n работники адаптируются на 10 баллов, то есть полностью приспособятся к новым условиям, а через промежуток времени 2n процесс адаптации организации будет проходить на максимально возможном уровне. Предприятие можно полностью считать адаптированным только тогда, когда новый проект полностью окупится. Таким образом, согласно представленной методике, в любой момент времени можно определить, на какой стадии находится процесс адаптации как работников предприятия, так и самого предприятия.
Литература
1. Быковский Р.Е. Возможные стратегии адаптационного поведения персонала к изменениям на предприятии // Знание. Понимание. Умение. [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Bykovskiy/.
2. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. М.: ТК “Велби“, изд-во “Проспект“, 2005. 312 с.
3. Дынкин А.А. Инновационная экономика. М.: “Наука“, 2001. 294 с.
4. Управление персоналом: 100% практика: HR-энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr100.ru/wmc/function/adaptation/.
5. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы в отраслевом управлении. М.: “Наука“, 1991. 166 с. ISBN 5-02-006774-1.
И.П.Богомолова
Д. э. н.,
профессор
Е.И.Кривенко
Аспирант
Д. э. н.,
профессор
Е.И.Кривенко
Аспирант
Подписано в печать
23.03.2009